- Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ
- Почему контроль деятельности НПФ необходим
- Нормы контроля по закону
- Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ
- Насколько выгодно переводить накопления в НПФ
- Принципы работы негосударственного пенсионного фонда
- Гарантии надежности функционирования НПФ
- Где могут размещаться активы негосударственных пенсионных фондов
- Основные положения Федерального закона (ФЗ)
- Досрочное пенсионное обеспечение
- Создание и функции негосударственных фондов
- О вкладчиках
- Особенности учета налога банками, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами
- Негосударственные пенсионные фонды
- Понятие негосударственного пенсионного фонда и принципы его деятельности
- Негосударственные пенсионные фонды
- Негосударственные пенсионные фонды на рынке ценных бумаг
- Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности
- Глава III. Деятельность фонда
- Глава IV. Имущество фонда
- Глава V. Гарантии исполнения фондом обязательств
- Учреждение негосударственных пенсионных фондов
- Остовы деятельности негосударственных пенсионных фондов
- Правила негосударственного пенсионного фонда
Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ
Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.
Рассмотрим каждый из них подробно:
- Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
- Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
- Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
- Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
- Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
- Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
- Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
- Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.
Почему контроль деятельности НПФ необходим
Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.
Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:
- стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
- стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
- увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.
Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.
Нормы контроля по закону
С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:
- соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
- защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
- охрана государственных интересов.
Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.
В их числе:
- издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
- осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
- раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
- направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
- выдача предписаний о выполнении требований закона;
- запрет осуществляемых фондом операций или их части;
- рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
- обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
- проведение соответствующих проверок.
Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ
В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.
Таковыми органами являются:
- Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
- Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
- Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.
Насколько выгодно переводить накопления в НПФ
Если разбирать понятие негосударственного пенсионного фонда, то под ним следует понимать некоммерческую организацию, которая занимается социальным обеспечением. НПФ имеет специальную организационно-правовую форму, созданную для более качественного осуществления ее деятельности. Принцип работы НПФ аналогичный Пенсионному фонду РФ.
Основная деятельность НПФ заключается в следующем:
- аккумуляции пенсионных накоплений застрахованных граждан;
- их инвестирование в строго регламентированные законодательством виды активов;
- учет накоплений;
- назначение и выплата накопительной части пенсионных средств.
В 1992 году начинается история негосударственных пенсионных фондов в нашей стране. Через два года, в 1994 году в стране уже было зарегистрировано порядка 350 организаций, в аббревиатуре которых значилось НПФ. До 2007 года число негосударственных пенсионных фондов было примерно на одном уровне, но с годами законодательная база становилась более жесткой, и количество НПФ существенно сократилось. Ряд НПФ приняли решение слиться с более сильными представителями пенсионного рынка. Некоторым пришлось самоликвидироваться.
Принципы работы негосударственного пенсионного фонда
Обращаясь к заглавию нашей статьи необходимо отметить, что принципы работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации представлены тремя главными составляющими:
- НПФ представляет собой некоммерческую организацию. Говоря доступным языком, это дает потребителю гарантию, что учредители фонда никогда и ни при каких обстоятельствах не могут получить денежную прибыль от деятельности пенсионного фонда.
- Инвестирование пенсионных накоплений безопасное. Под этим подразумевается, что все финансовые средства, инвестированием которых занимается НПФ, не только возвратятся назад, но и принесут дополнительный доход. Согласно действующему законодательству НПФ не вправе выдавать кредиты другим предприятиям. Но инвестировать активы в облигации и акции на фондовых рынках им можно.
- Защита пенсионных сбережений. Под данным принципом подразумевается то, что никакие третьи лица, и государство в том числе, ни при каких обстоятельствах не имеют права стать обладателями пенсионных накоплений фонда. НПФ наделены правом собственности на пенсионные накопления застрахованных лиц. Их первоочередная и прямая обязанность –обеспечение выплаты пенсионного обеспечения своим потребителям.
Итак, никакие третьи лица, даже прибегая к помощи судебных органов власти, не вправе претендовать на денежные накопления, которые аккумулируются в НПФ.
Гарантии надежности функционирования НПФ
Многих граждан интересует, что гарантирует надежность НПФ? Работа НПФ относится к социально-ответственной деятельности, и это подразумевает максимально высокие требования к надежности таких организаций и контролю за их функционированием. Это включает следующие меры:
- Постоянный контроль. Контролируют деятельность НПФ Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Министерство труда РФ.
- Специально созданный депозитарий НПФ осуществляет вневедомственный контроль над соблюдением законодательством в вопросах инвестиционного портфеля.
- Управление НПФ осуществляется Советом Фонда, и его формирование происходит в соответствии с Уставом. Разработкой и утверждением правил занимается Совет Фонда, и на их основании осуществляется деятельность организации. Данные Правила регистрируют соответствующие контролирующие органы.
Где могут размещаться активы негосударственных пенсионных фондов
НПФ вправе инвестировать пенсионные накопления застрахованных лиц лишь для получения дополнительной прибыли. В нашей стране НПФ относят к краткосрочным инвесторам. Пенсионный фонд, занимаясь размещением пенсионных резервов, не имеет права вложить свыше 20% средств в один объект. Вдобавок, доля средств, которые размещены в ценных бумагах без признанных котировок, тоже не должна быть более 20% от общего объема резервных средств.
У НПФ нет прав вкладывать свыше 50% резервных пенсионных средств в упомянутые ниже активы:
- Векселя
- Федеральные госбумаги
- Корпоративные облигации и акции
- Ценные бумаги субъектов РФ
- Недвижимое имущество
- Банковские вклады
На деятельность НПФ, связанную с инвестированием пенсионных накоплений, накладываются ограничения по степени риска. К примеру, в объекты, где риск потери денежных средств превышает 50%, негосударственный пенсионный фонд вправе вложить сумму, которая не превышает 10% резервных средств. В случае если риски потери находятся в пределе от 25%-50%, то НПФ может вложить уже до 20% резервов.
Если обратиться к Налоговому кодексу РФ, то в нем сказано об обеспечении граждан, которые накапливают дополнительную пенсию, некоторыми льготами. К примеру, не облагаются налогом пенсии, которые негосударственные пенсионные фонды выплачивают своим потребителям. Вдобавок, с дохода, поступающего на именной счет вкладчика в НПФ, тоже не понадобится уплачивать налоги.
Когда вкладчик, у которого имеется счет в НПФ, изъявляет желание сменить место жительства и выезжает заграницу, то дополнительное пенсионное обеспечение, которое выплачивается ему Н
ПФ, он, так или иначе, получит. Этот момент никак не зависит от смены места проживания или гражданства вкладчика. Но здесь имеется небольшая тонкость: проживающие за пределами Российской Федерации пенсионеры обязаны ежегодно подтверждать стандартным свидетельством тот факт, что они находится в добром здравии.
Если супружеская пара развелась, то за вкладчиком в полной мере сохраняются пенсионные накопления, и даже в судебном порядке в пользу третьих лиц их невозможно взыскать.
Если вкладчик скончался, то его пенсионные накопления тоже не пропадут – их в порядке наследования получают родственники.
Основные положения Федерального закона (ФЗ)
Законом регулируются отношения, что возникают в процессе деятельности негосударственных фондов, которые могут создаваться только в виде акционерных обществ, обеспечивающих пенсионное страхование. ФЗ № 75 регламентируется необходимость в осуществлении контроля над выполнением функций НПФ, их ликвидацией или реорганизацией.
Фондам выдается лицензия, на основании которой они проводят деятельность в сфере пенсионного страхования и обеспечения. В ст. 3 Основных положений указаны и описаны понятия, применяемые в законе.
Между участником и НПФ заключается договор, в соответствии с которым вкладчик перечисляет пенсионные взносы, а фонд выплачивает ему негосударственное денежное пособие.
Между организацией и застрахованным человеком подписывается соглашение об обязательном страховании. Далее происходит перевод пенсии в негосударственный фонд. При наступлении основания НПФ должен выплачивать гражданину накопительную пенсию или осуществить срочную или единовременную выплату участнику фонда или его правопреемнику.

Тем, кто формирует накопительную часть пенсии, не лишним будет изучить – рейтинг доходности негосударственных пенсионных фондов.
Досрочное пенсионное обеспечение
Согласно ст.3 данного закона люди, работающие в условиях, что в официальном порядке признаны опасными и вредными, имеют право на заключение с НПФ договора досрочного пенсионного обеспечения. Исходя из подписанного документа, негосударственными фондами средства выплачиваются раньше достижения мужчинами 60, женщинами 50 лет.
Сторонами соглашения являются:
- вкладчик;
- участник;
- НПФ.
К первой категории относится владелец предприятия, предоставляющий рабочие места, которые по заключению комиссии признаны опасными.

Договор должен содержать:
- названия сторон;
- их обязанности и права;
- вид досрочного обеспечения;
- основания для выплаты;
- порядок назначения и доставки;
- условия прекращения соглашения;
- ответственность участников.
В соответствии с законом работодателем разрабатывается специальная программа по выплате сотрудникам пенсией раньше достижения возраста выхода на заслуженный отдых. Этим документом определяется порядок функционирования системы досрочного обеспечения выплат работникам, что трудятся на местах с условиями, признанными вредными для здоровья.

Если застрахованное лицо передумало и хочет, чтобы накопительная часть формировалась государством, то следует выяснить – как вернуть накопительную часть пенсии в ПФР.
Создание и функции негосударственных фондов
Негосударственный фонд должен иметь правовую форму акционерного общества. Учредителем определяется устав НПФ, полное и сокращенное название юридического лица, вид его деятельности. В ст. 4 закреплены обязательства организации и его акционеров.
НПФ не может выдавать ссуду, проводить операции с векселями, осуществлять взаимозачеты. Компания отвечает за имущество участников, но не несет ответственности за невыполнение обязательств акционерами.

Основные функции негосударственных фондов представлены в ст. 8 закона. К ним относят:
- введение счетов;
- заключение пенсионных договоров;
- предоставление информации вкладчикам о сумме накопленных средств;
- выплату и хранение взносов;
- формирование резерва;
- проведение расчетов.
Требования к специалистам НПФ, оговорены в ст.6. На такие должности не могут претендовать люди с судимостью, руководители предприятий, обанкротившихся до 3 лет назад. В обязанности сотрудников входит введение учета – бухгалтерского и налогового, предоставление данных в Центробанк.
Согласно закону негосударственные фонды вправе получать доступ к информации вкладчиков, но обязаны соблюдать конфиденциальность. Специалистам НПФ разрешается обрабатывать персональные данные клиентов. Для этого нет необходимости в согласии физических лиц.

О вкладчиках
В статье 13 представлены права и обязанности застрахованных граждан и участников НПФ. Они определяются не только этим законом, но и нормативами Банка России, договорами о пенсионном обеспечении и страховании.
Участники вправе требовать:
- выполнения всех обязательств по заключенному соглашению;
- выплату и перевод сумм в другие фонды;
- изменение условий договора по пенсионному обеспечению.
В обязанности вкладчиков входит своевременное перечисление взносов в размере, которые установлены соглашением и порядком, действующим в НПФ.
Застрахованное лицо вправе получать накопительные и срочные выплаты, требовать информацию о состоянии счета, заключать новый договор, но не раньше, чем 12 месяцев.

Особенности учета налога банками, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами
Деятельность банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов на территории Российской Федерации осуществляется на основании лицензии. Коммерческим банкам лицензия выдастся Центральным банком России, страховым организациям — Министерством финансов РФ, негосударственным пенсионным фондам…
(Налогообложение коммерческой деятельности)
Негосударственные пенсионные фонды
Негосударственные пенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу его участников,…
(Финансы, денежное обращение и кредит)
Понятие негосударственного пенсионного фонда и принципы его деятельности
Деятельность негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которому под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение
Негосударственные пенсионные фонды
Одним из видов социальной защиты населения, предоставляемой государством, считается пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации – обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством(Финансовые рынки и институты)
Негосударственные пенсионные фонды на рынке ценных бумаг
Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень составляют так называемые базовые пенсии, вторую – трудовые и третью – негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение
(Рынок ценных бумаг. Теория и практика)
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» граждане имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд определено статьей 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон №75-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона 75-ФЗ по организационно – правовой форме негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
На основании статьи 4 Закона 75-ФЗ создание негосударственных пенсионных фондов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учредители (учредитель) негосударственных пенсионных фондов не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда.
Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Фонд приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
Учредительным документом негосударственных пенсионных фондов является устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).
На основании статьи 8 Закона 75-ФЗ основными функциями негосударственных пенсионных фондов являются:
— разработка правил фонда;
— заключение пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров о создании профессиональных пенсионных систем;
— аккумулирование пенсионных взносов и средств пенсионных накоплений;
— ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;
— ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
— ведение пенсионных счетов профессиональных пенсионных систем;
— информирование вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
— заключение договоров с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;
— оплата услуг и возмещение расходов иных организаций, предоставляющих услуги по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда, раздельно по видам деятельности фонда за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в том числе за счет части дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
— определение инвестиционной стратегии при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
— формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и размещение составляющих его денежных средств;
— формирование пенсионных резервов, организация размещения средств пенсионных резервов и размещение пенсионных резервов;
— организация инвестирования средств пенсионных накоплений;
— заключение договоров с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
— оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов, за счет части дохода от размещения средств пенсионных резервов, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
— оплата расходов, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, за счет части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
— оплата расходов, связанных с размещением имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за счет доходов от размещения указанного имущества;
— рассмотрение отчетов управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
— расторжение договоров с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
— применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;
— ведение в установленном порядке бухгалтерского и налогового учета;
— ведение обособленного учета имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
— осуществление актуарных расчетов;
— назначение и осуществление выплаты негосударственных пенсий участникам;
-назначение и осуществление выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;
— назначение и осуществление выплаты профессиональных пенсий;
— осуществление выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионным Фондом Российской Федерации;
— принятие мер по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;
— предоставление информации о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;
— осуществление иных функций для обеспечения уставной деятельности фонда.
Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде Российской Федерации от 17 января 2003 года №8 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона от 10 января 2003 года №14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что впредь до изменения нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года №14-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ, негосударственные пенсионные фонды при осуществлении своей деятельности обязаны руководствоваться действующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и приказами Инспекции негосударственных пенсионных фондов в части, не противоречащей Федеральному закону от 7 мая 1998 года №75-ФЗ.
Государственным органом при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года №1117 «Об утверждении Положения об инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» является Инспекция негосударственных пенсионных фондов (далее – Инспекция).
Основными задачами Инспекции являются:
— лицензирование деятельности Негосударственных пенсионных фондов,
— регистрация пенсионных правил,
— установление нормативного размера пенсионных резервов фондов,
— контроль над размещением пенсионных резервов,
— разработка нормативных и методических документов,
— установление сроков сдачи специальной отчетности.
Негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ) занимаются аккумулированием пенсионных взносов вкладчиков, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда.
Фонды осуществляют обязательное страхование независимо от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Чтобы работать в области обязательного пенсионного страхования, НПФ должен соответствовать следующим требованиям:
— иметь опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее двух лет;
— иметь опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года — не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;
— иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 млн. рублей, а с 1 июля 2009 года — не менее 50 млн. рублей;
— в целях обеспечения защиты прав участников иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 млн. рублей со дня введения в действие Закона №75-ФЗ, а с 1 января 2005 года — не менее 30 млн. рублей;
— не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;
— не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.
На основании Закона №75-ФЗ сторонами договора об обязательном пенсионном страховании являются:
— страхователь (физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на формирование накопительной части трудовой пенсии);
— застрахованные лица (физические лица, заключившие договор об обязательном пенсионном страховании).
Участники договора – это сотрудники организации – вкладчики, которым согласно заключенному с НПФ договору будут производиться выплаты взносов. В договоре должен быть приведен список физических лиц, в пользу которых перечисляются взносы.
Согласно условиям договора организация в установленные сроки перечисляет на солидарный счет НПФ пенсионные взносы за своих работников.
При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающим право на установление государственной пенсии.
Источниками выплаты накопительной части пенсии являются пенсионные накопления, которые формируются за счет страховых взносов и доходов от инвестирования накопительной части трудовой пенсии.
Пенсионные накопления передаются в доверительное управление по договору, заключаемому на один год между негосударственным пенсионным фондом и управляющей компанией. Неотъемлемой частью такого договора является инвестиционная декларация, которая определяет требования к целям инвестирования, составу и структуре инвестиционного портфеля управляющей компании.
Сторонами договора негосударственного пенсионного обеспечения выступают вкладчик и участник. Источником выплаты негосударственных пенсий являются пенсионные резервы, которые включают резерв покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв. Пенсионные резервы формируются за счет пенсионных взносов и доходов от размещения пенсионных резервов. Кроме выплат пенсий пенсионные резервы служат также источником выплаты выкупных и наследуемых сумм.
Размещение пенсионных резервов может производиться негосударственными пенсионными фондами как самостоятельно, так и через управляющую компанию.
Пенсионные резервы размещаются в ценные бумаги, банковские депозиты, объекты недвижимости и иные объекты инвестирования. Разместить пенсионные накопления можно только в те активы, что перечисленны в статье 26 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, их учету, а также контроль над соблюдением фондами и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, их состава и структуры осуществляются специализированным депозитарием на основании договора.
Цель размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений — получение дохода. Этот доход направляется на пополнение средств пенсионных резервов и накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
Статья 3 Закона №75-ФЗ вводит понятие пенсионных схем. Различают два вида пенсионных схем:
— накопительную,
— солидарную.
При солидарной схеме пенсионные резервы не распределяются по каждому участнику, а учитываются в совокупности. Солидарная схема обычно не предусматривает наследование выплат.
Накопительная схема предполагает раздельный учет пенсионных резервов по каждому участнику. По накопительным схемам обычно осуществляются выплаты наследникам.
При обязательном пенсионном страховании используется солидарная схема.
При негосударственном пенсионном обеспечении используются обе схемы — как солидарная, так и накопительная.
Негосударственные пенсионные фонды обязаны ежегодно, по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.
Высшим органом управления негосударственных пенсионных фондов является совет фонда, который осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Структура, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Члены совета негосударственных пенсионных фондов могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы.
Структура инвестиционного портфеля фонда должна удовлетворять следующим основным требованиям (статья 36.15 Закона №75-ФЗ):
— максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5 %, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
— депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией, не должны в сумме превышать 10 % инвестиционного портфеля фонда;
— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5 %;
— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10 % его капитализации;
— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
— максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15 % капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также не должна превышать 15 % выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации.
Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20 процентов.
Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20 процентов.
Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда прочих видов разрешенных активов определяется Правительством Российской Федерации.
Структура инвестиционного портфеля фонда или его части может быть определена в форме инвестиционного индекса (индексов). Порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов и особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре имущества эмитента управляющие компании обязаны скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля фонда в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения.
В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля фонда в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить это нарушение в течение 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить фонду ущерб, являющийся следствием отклонения от установленной структуры активов, и ущерб от сделок, произведенных для корректировки структуры активов.
Расчет величины инвестиционного портфеля фонда проводится по рыночной стоимости.
Пенсионные накопления могут быть размещены в государственные ценные бумаги, акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО, депозиты в рублях в кредитных организациях, иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.
Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации.
Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии не ухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария.
Ликвидация фонда производится на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
При ликвидации фонда средства пенсионных резервов направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников в соответствии с пенсионными договорами.
При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок передаются в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При ликвидации фонда не допускается удовлетворение требований вкладчиков и участников за счет средств пенсионных накоплений и удовлетворение требований застрахованных лиц за счет средств пенсионных резервов.
При ликвидации фонда средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, направляются на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной законодательством Российской Федерации.
При ликвидации фонда полномочия по управлению делами фонда переходят к ликвидационной комиссии, формируемой учредителями (учредителем) фонда или органом, принявшим решение о ликвидации фонда, по согласованию с уполномоченным федеральным органом.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Негосударственные пенсионные фонды
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3.1. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию
Глава II. Создание фонда, его государственная регистрация и лицензирование деятельности
Статья 4. Создание фонда
Статья 4.1. Требования к лицам, имеющим право распоряжаться более 10 процентами акций, составляющих уставный капитал фонда
Статья 5. Государственная регистрация фонда
Статья 6. Учредительные документы фонда
Статья 6.1. Требования к уставному капиталу и собственным средствам фонда
Статья 6.2. Требования к органам управления фонда и его должностным лицам
Статья 6.3. Организация внутреннего контроля в фонде
Статья 7. Особенности совершения сделок с акциями фонда
Статья 7.1. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию
Статья 7.2. Аннулирование лицензии
Глава III. Деятельность фонда
Статья 8. Функции фонда
Статья 9. Правила фонда
Статья 10. Пенсионные основания
Статья 11. Требования к пенсионным схемам
Статья 12. Пенсионный договор
Статья 13. Права и обязанности вкладчиков, участников, застрахованных лиц и страхователей
Статья 14. Обязанности фонда
Статья 14.1. Определение обязательств фонда и сумм, подлежащих передаче другому страховщику
Статья 15. Конфиденциальная информация фонда
Глава IV. Имущество фонда
Статья 16. Имущество фонда
Статья 17. Утратила силу
Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления
Глава V. Гарантии исполнения фондом обязательств
Статья 19. Утратила силу
Статья 20. Страховой резерв фонда
Статья 20.1. Резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию
Статья 20.2. Утратила силу
Статья 20.3. Дивиденды
Статья 21. Актуарное оценивание деятельности фонда
Статья 22. Аудит отчетности
Статья 23. Объединенные гарантийные фонды и страхование
Учреждение негосударственных пенсионных фондов
Негосударственный пенсионный фонд создается как некоммерческая организация. Учредители нс имеют прав на переданное фонду имущество, которое является его собственностью. При этом фонд отвечает но своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако учредители, вкладчики и участники, а также…
(Рынок ценных бумаг. Теория и практика)
Остовы деятельности негосударственных пенсионных фондов
Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции: • разрабатывает правила и условия негосударственного пенсионного обеспечения участников; • заключает пенсионные договоры; • аккумулирует пенсионные взносы; • ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов
Правила негосударственного пенсионного фонда
Пенсионные правила фонда, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам, должны содержать: • перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание; • положения об ответственности фонда перед вкладчиками и участниками и условиях возникновения.
- https://pfrp.ru/faq/kontrol-deyatelnosti-npf.html
- https://www.papabankir.ru/chastnyye-pensionnyye-fondy/printsipy-raboty-negosudarstvennykh-pensionnykh-fondov/
- https://VseStr.com/pensiya/vidy-strahovaniya/dobrovolnoye/npf/sut-osnovnye-polozheniya-fz-75-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondah.html
- https://studme.org/229080/investirovanie/negosudarstvennye_pensionnye_fondy
- https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a101/42082.html
- https://fzrf.su/zakon/o-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondah-75-fz/