- Перечень основных мероприятий
- Целевая программа «Доступная среда»
- Цели и задачи программы «Доступная среда»
- Финансирование целевой программы «Доступная среда»
- Подпрограммы «Доступной среды»
- Предназначение программы
- Что такое доступная среда для маломобильного человека
- Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов
- Что такое адаптационная программа
- Программа «Доступная среда»
- Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»
- Общая информация
- Нюансы
- Как происходит формирование программы?
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
- Цели Программы:
- Задачи Программы:
- Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»
- Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
- Заявленные цели
- Вопросы финансирования ФЦП
- Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
- Что делается для детей-инвалидов
- Промежуточные успехи регионов
- Целевые индикаторы и показатели Программы
- Этапы и сроки реализации Программы Доступная среда
- Объемы бюджетных ассигнований Программы
- Ожидаемые результаты реализации Программы Доступная среда
Перечень основных мероприятий
План реализации | 17.03.2011 — 31.12.2025 |
Ответственный исполнитель | Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство спорта Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
Ожидаемый непосредственный результат |
обновление норм обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения при проектировании и строительстве; перечень национальных стандартов, сводов правил, технических регламентов, требующих изменения (принятия) в целях внедрения принципа универсального дизайна с учетом особых потребностей инвалидов; методика, позволяющая объективно оценить и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов с возможностью учета региональной специфики (используется в работе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации); методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения (используется в работе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации); примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (используется в работе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации); создание условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими гражданами; типовые проектные решения для объектов жилого фонда с учетом особых потребностей инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (рекомендовано федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления для применения в целях обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к жилым зданиям, а также адаптации помещений жилых домов для указанных групп населения); формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; выявление и оценка потребностей в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; выявление проблемных зон, негативно влияющих на реализацию проекта: анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, и разработка мер по их поэтапному устранению с учетом специфики субъекта Российской Федерации; проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для их беспрепятственного доступа; выявление рисков при реализации программ субъектов Российской Федерации; объективизация потребностей учреждений культуры в специальных технических устройствах и объемах финансирования с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения; методические рекомендации об использовании указателей (знаков), схематично отображающих черты объекта, предмета или явления, и информационных сообщений для инвалидов в понятных простых формах; обновление норм доступности и безопасности для инвалидов общественного пассажирского транспорта; обновление норм обеспечения доступности и безопасности для инвалидов технических средств связи и информации общего пользования; национальный стандарт Российской Федерации на автомобильные транспортные средства для управления инвалидами с нарушением функций рук и ног; механизм, позволяющий оказывать содействие инвалидам и семьям с детьми-инвалидами в приобретении и обмене жилья, доступного для инвалидов в соответствии с требованиями примерный перечень мероприятий для оснащения образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы, для обеспечения физической и информационной доступности образовательных организаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов; примерный перечень мероприятий для оснащения образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы, для обеспечения доступности процесса обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; механизм предоставления качественных услуг по переводу русского жестового языка в сфере среднего профессионального и высшего образования; учебные пособия, в том числе мультимедийное сопровождение, по организации обучения инвалидов в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также их апробация с участием глухих преподавателей — носителей русского жестового языка в каждом федеральном округе; учебное пособие, содержащее мультимедийное сопровождение, для обучения переводчиков русского жестового языка в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; организация работы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по применению проектных решений по переоборудованию объектов жилого фонда для проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» учебных, информационных, справочных, методических пособий и руководств по формированию доступной среды; повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала по вопросам организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей-инвалидов, инвалидов; организационно-методическое сопровождение мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общебразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), условий для образования детей-инвалидов, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение указанных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом |
Связь с показателями |
|
План реализации | 17.03.2011 — 31.12.2025 |
Ответственный исполнитель | Министерство спорта Российской Федерации; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Ожидаемый непосредственный результат |
формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; выявление и оценка потребностей в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; выявление проблемных зон, негативно влияющих на реализацию проекта; анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, и разработка мер по их поэтапному устранению с учетом специфики субъекта Российской Федерации; проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа; выявление рисков при реализации программ субъектов Российской Федерации; создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций; укрепление материально-технической базы учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации; обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в субъектах Российской Федерации; оказание поддержки за счет средств федерального бюджета учреждениям дополнительного образования |
Связь с показателями |
|
План реализации | 17.03.2011 — 31.12.2018 |
Ответственный исполнитель | Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Ожидаемый непосредственный результат |
видеокурс для самостоятельного изучения гражданами базового русского жестового языка; видеокурс для самостоятельного изучения родителями глухих детей от 0 до 3 лет основам общения на русском жестовом языке; пособия, содержащие лексический минимум, в том числе мультимедийное сопровождение, для формирования базовых коммуникативных навыков у специалистов служб, ведомств и организаций, оказывающих услуги населению, для общения с инвалидами по слуху; обучение русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих, в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения и специалистов, оказывающих государственные услуги населению видеокурс для самостоятельного изучения гражданами базового русского жестового языка; видеокурс для самостоятельного изучения родителями глухих детей от 0 до 3 лет основам общения на русском жестовом языке; пособия, содержащие лексический минимум, в том числе мультимедийное сопровождение, для формирования базовых коммуникативных навыков у специалистов служб, ведомств и организаций, оказывающих услуги населению, для общения с инвалидами по слуху; обучение русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих, в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения и специалистов, оказывающих государственные услуги населению |
Связь с показателями |
|
План реализации | 17.03.2011 — 31.12.2025 |
Ответственный исполнитель | Министерство просвещения Российской Федерации; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Ожидаемый непосредственный результат |
цифровой кинотеатральный показ, предусматривающий субтитрирование и тифлокомментирование выдающихся отреставрированных и оцифрованных фильмов прошлых лет; реализация права инвалидов по слуху на доступ к информации в формате телевизионных программ; выпуск в эфир телевизионных программ со скрытыми субтитрами на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах; возможность подготовки скрытых субтитров в режиме реального времени; государственная финансовая поддержка выпуска книжной продукции для инвалидов по зрению, в том числе выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупношрифтовым способом; государственная финансовая поддержка редакциям печатных средств массовой информации и издающим организациям, обеспечивающая бесперебойный выпуск периодических печатных изданий, которые широко освещают существующие проблемы людей с ограниченными физическими возможностями и способствуют их интеграции в общество; реализация права инвалидов на доступ к информации; оперативное предоставление актуальной информации в доступном для инвалидов формате по вопросам защиты прав инвалидов; электронная библиотека нот, изданных рельефно-точечным шрифтом Брайля |
Связь с показателями |
|
План реализации | 17.03.2011 — 31.12.2025 |
Ответственный исполнитель | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Ожидаемый непосредственный результат |
объективная оценка готовности общества к интеграции инвалидами, а также оценка инвалидами доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; объективная оценка гражданами Российской Федерации вклада инвалидов в развитие общества; преодоление неблагоприятного социального положения инвалидов, расширение их участия в гражданской, политической, экономической и культурной жизни наравне с другими членами общества |
Связь с показателями |
|
План реализации | 03.10.2018 — 31.12.2018 |
Ответственный исполнитель | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Ожидаемый непосредственный результат |
обеспечение в 2018 году беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к местам проведения праздничных мероприятий |
Связь с показателями |
|
Целевая программа «Доступная среда»
«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Программа «Доступная среда» была утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Это событие послужило знаком готовности Федерации отстаивать права ограниченных людей и проводить финансовую поддержку по их реабилитации и адаптации на основании международного договора – конвенции о правах инвалидов от 13.12.06 года.
Первоначально федеральная программа была рассчитана на четыре года: с 2011 года по 2015 год. Впоследствии ее действие было продлено до 2020 года. На сегодняшний день комплексные мероприятия по поддержке инвалидов можно разделить на 4 части:
- В период с 2011 по 2012 год – формирование нормативной базы для исполнения возложенных задач и инвестирование средств для развития проекта.
- 2013-2015 года – финансирование средств федерального бюджета на реализацию подпрограмм основной задачи по созданию реабилитационных центров и их оснащению, а также комплектации специальным оборудованием медицинских и образовательных учреждений.
- 2016-2018 года. Цели и направления этого этапа выполняются в настоящее время и заключаются они в выполнении основных задач по программе, контроле над их исполнением по регионам и улучшении взаимодействия с властями субъектов Федерации.
- 2019-2020 года. Подведение итогов проделанной работы и завершительный опрос среди населения для получения статистических данных о проблеме инвалидности. Также ответственные члены Правительства зачитают доклад о результатах программы и озвучат проблемы, которые не удалось разрешить в рамках данного мероприятия.
Ответственный исполнитель социальной программы – Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники программы – различные госучреждения и ведомства. Например, Министерства связи, образования, строительства, промышленности, Пенсионный и фонд соцстрахования.
Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы регламентирована следующими нормативными актами:
- постановление правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.15 года;
- распоряжение правительства России № 1365 от 21.07.14 года.
На основании реализации пунктов программы составляются и публикуются ежегодные отчеты о статистических данных, достигнутых целях и потраченных для этого средствах.
Цели и задачи программы «Доступная среда»
Назначение и миссия государственной программы определена нормативными актами. Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» содержит полный перечень запланированных целей и суть их реализации. Согласно ПП РФ № 1297 от 01.12.15 года интернет-страница этой программы расположена на портале Министерства труда и социальной защиты.
Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. При этом необходимо дополнить их экономически важными приоритетами снабжения таких граждан.
Дополнительное целевое направление развития программы:
- Увеличение объектов инфраструктуры, которые будут заниматься реабилитацией, лечением и психологической коррекцией инвалидов.
- Проведение социологического опроса среди людей с ограниченными возможностями для выявления их мнения, как относятся обычные граждане к проблеме инвалидов.
- Увеличение социальных объектов по работе с малоподвижными и ограниченными гражданами, в том числе и с детьми, с целью уравнения их количества в различных муниципалитетах и субъектах Федерации.
- Подготовка профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе их обучение и повышение квалификации.
- Увеличение количества ограниченных граждан, как взрослых, так и детей, которые воспользовались услугами государственной программы.
- Обучение и трудоустройство инвалидов, если они в состоянии осуществлять какую-либо деятельность.
- Увеличение количества медицинских учреждений, оснащенных специализированным оборудованием для работы с пациентами ограниченными по здоровью или психике.
Основные задачи социальной программы:
- Одинаковый доступ для любого ограниченного индивида в сферах обслуживания таких лиц.
- Предоставление бесплатного или льготного медицинского обслуживания на равных условиях с остальными гражданами.
- Организация курсов по обучению и повышению квалификации инвалидов с последующим их трудоустройством.
- Объективность и непредвзятость медицинской экспертизы.
Финансирование целевой программы «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» для инвалидов финансируется из федерального и бюджета субъектов Федерации. Причем региональное инвестирование осуществляется на принципах софинансирования. Выделение денежных средств для отдельных муниципалитетов производится по следующему принципу:
- Для Республики Крым и г. Севастополь, а также для субъектов, чья доля дотаций из государственной казны за последние три года не превысила 40%, размер материальной помощи составляет не более 95% на реализацию соц. программы.
- Для иных территориальных субъектов – не более 70%.
При этом на 2018 год общая величина выделяемых средств на поддержку программы составляет примерно 52 919 205,8 тысячи рублей. На предыдущий период было выделено – 47 935 211,5 тысячи рублей.
Подпрограммы «Доступной среды»
Государственная программа, предназначенная для адаптации ограниченных лиц, а также для улучшения их жизнедеятельности состоит из следующих подпрограмм:
- Гарантирование открытости для такой категории граждан госучреждений, необходимых для их жизнедеятельности. Цели подпрограммы – создание определенных предпосылок для получения объективной информации по вопросам ограниченных лиц, а также создание свободного доступа и качественного обслуживания в государственных учреждениях.
- Совершенствование систем по адаптации и абилитации таких граждан. Основная задача: создание и развитие отдельных отраслей промышленности для производства предметов, необходимых инвалидам для их более эффективной жизнедеятельности и сосуществования в обществе, а также определение и внедрение законодательной базы, регламентирующей и решающей проблемы таких людей.
- Улучшение медицинского контроля и экспертизы для инвалидов. Цели: организация более объективных методик проведения медицинского обследования таких лиц, а также предоставление им современной медицинской помощи.
Предназначение программы
Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.
Задачами государственной программы являются:
- разработка новейших технологий для инвалидов;
- оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
- обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
- повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
- как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
- создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
- внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.
Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.
Что такое доступная среда для маломобильного человека
Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.
Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.
Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией
Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов
Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:
- Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
- На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
- Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
- Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.
Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.
В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:
- жилая комната;
- санузел совмещённый;
- коридор (не меньше четырёх квадратных метров).
Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.
Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:
- создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
- подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
- применение новых методов и технических средств для обучения;
- включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.
Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.
Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.

На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое
Что такое адаптационная программа
Адаптационной программой называют комплекс мероприятий, направленных на восстановление личности инвалида в обществе, а также на установление контакта с людьми разного возраста вне зависимости от особенностей.
Для этого в настоящее время имеется множество программ, которые имеют одни единые цели, но скорректированы непосредственно под инвалида. В детской инвалидности присущ термин инклюзия, который своей деятельностью приравнивает инвалида и здорового ребенка, но тем не менее подводит обычного ребенка к мысли о помощи нуждающемуся. Сам термин «инклюзия» в переводе с изысканного французского языка означает «включающий в себя», в педагогике термин означает появление классов где могут быть как дети инвалиды, так и здоровые. Инклюзия актуальна не только в школах, но и детских садах и других учебных заведениях.
Программа «Доступная среда»
Одна из самых популярных программ, которая действует на государственном уровне. Данное программа полюбилась безусловно всем, кто ознакомился с ней.
Важно! Из 146 000 000 жителей Российской Федерации, к сожалению 9% имеют инвалидность, часть которой появилась в детском возрасте.
Программа «Доступная среда» действует с 2011 года, соответственно уже практически 8 лет. За это время проведено много работы, которая дает свои плоды в настоящее время. Пока в государстве подписан законопроект о действии данной программы до 2025 года.
«Доступная среда» в 2020 году |
||
№ |
Цели |
|
Условно цели можно разделить на:
Основные Дополнительные. |
||
1 | Создание законопроекта, который повысит уровень жизни инвалидов в социальной сфере | Увеличение объектов, которые будут оказывать помощь, связанную с здоровьем:
v Реабилитационные центры, в которых имеется всё необходимое оборудование; v Оздоровительные центры, которые повышает уровень здоровья |
2 | Увлечение бюджета, который должен быть направлен на всесторонне развитие данной программы | Общение с самими инвалидами в целях выявления необходимых объектов, которые будут улучшать качество жизни |
3 | Введение в эксплуатацию новых объектов недвижимости, которые будут направлены на повышение уровня образования | |
4 | Профессиональная подготовка кадрового состава, который будет готов к взаимодействию с инвалидами разного возраста. Подготовка моет быть выражена в:
v обучении новой профессии (актуален в том случае если человек до этого времени имел совсем иную профессию, которая не связана с социальной, образовательной, медицинской сферой); v повышение квалификации (используется только тогда, когда человек имеет например образование воспитателя детей дошкольного возраста, а для взаимодействия с детьми-инвалидами ему необходимо пройти повышение квалификации). |
|
5 | Всяческое взаимодействие государственных органов и людей с ограниченными возможностями здоровья. | |
6 | Трудоустройства граждан с инвалидностью (разумеется в том случае, если есть желание) на официальную работу. | |
7 | Обеспечение медицинский учреждений, которые помогают инвалидам необходимыми оборудованиями, лекарствами. |
Важно! Программа направлена на плотное взаимодействие граждан и государства, где от первых ожидают предложений по улучшению качества жизни, а от вторых финансирования и иной помощь.
Финансирование программы действует в совокупности федерального и регионального бюджета. В настоящее время существует такое правило выделения денежных средств на развитие программы:
- Республика Крым и Севастополь получают поддержку в виде 95%, а остальные 5% добавляют из регионального бюджета. На такой высокий процент оказывает влияние общее количество дотаций, в данном случае она ниже 40%;
- В других городах помощь выделяется не больше 70%.
В 2020 году на развитие программы планируется выделить около 55 000 000 рублей, что является достаточно крупной суммой.
Задачи, которые планируют достичь с помощью внедрения данной программы |
||
№ | Задача |
Пояснение |
1 | Доступ к объектам в сфере обслуживания | К сожалению, не всегда человек с ограниченными возможностями здоровья может войти в необходимое место.
Сюда можно отнести не только пандусы, но и ограждения подъемников, которые выступают поручнями, а так же держатели, которые установлены в санитарных узлах. |
2 | Бесплатная медицинская помощь | Представлена в виде:
v лекарств, в которых нуждается инвалид; v путевок в санаторий; v Право на получение помощи профильных специалистов с выездом на дом, если возможность самостоятельного посещения отсутствует. |
3 | Занятость граждан с ограниченными возможностями здоровья | Данная задача подразумевает в себе достаточно много подпунктов:
1. Трудоустройства инвалидов, который только получил специальность; 2. Обучение инвалидов; 3. Переквалификация лиц с ограниченными возможностями, используется тогда, когда прежняя должность инвалида не соответствует его физическому состоянию. |
4 | Получение инвалидности | Объективность медико-социальной экспертизы, которая при объективном ухудшении здоровья должна дать группу следую.
Если у человека была вторая группа, а с момента медико-социальной экспертизы самочувствие ухудшилось (это подкреплено медицинскими документами), то после осмотра и проверки документов ему следует присвоить первую группу. |
Первоначальное появление программы стало серьезной задачей для государства по ее внедрению Некоторые люди сомневались в её эффективности, однако спустя 7 лет можно отметить полученные итоги, на которых не планируют останавливаться:
- Появление квотируемых рабочих мест;
- Увеличение реабилитационных центров;
- Участие в разнообразных мероприятиях;
- Появление светофоров, которые обладают не только световым эффектом, но и звуковым;
- Установка в общественных транспортах мобильного пандуса;
- Появление некоторых каналов на телевидении, которые сопровождаются сурдо-переводом.
Программа адаптации детей-инвалидов в детском саду «Мы вместе»
Если включить программу уже в дошкольном возрасте, можно избежать многих проблем в школе Детям в раннем возрасте гораздо легче привить помощь к нуждающемуся и объяснить почему другой ребенок носит очки или передвигается на коляске.
Участниками программы является не только педагогический коллектив детского сада, но и сами дети с родителями. Внедрение программы достаточно сложный процесс и требует колоссальную работу как педагогам, так и родителям.
Программа работает в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Ханты-Мансийска.
Цели и задачи программы |
||
№ | Цель |
Задачи |
1 | Создание максимальных положительных условий для развития ребенка-инвалида | Организовать первоначальную адаптацию детей |
2 | Повышение уровня образовательной подготовки | Исследовать первоначальные возможности всех детей в группе |
3 | Разработка методик, которые будут направлены на развитие детей |
Программа функционирует только один год, и с момента внедрения уже имеется положительный эффект, который выражен в виде привыкания детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети самостоятельно, без подсказки воспитателя оказывают помощь и помогают в выполнении определенных заданий.
Детский сад государственного образца, поэтому оплата свыше той, которая положена за питание не взымается. В среднем сумма за питание по городу Ханты-Мансийску – 3380 рублей.
Общая информация
Сама программа начала свое действие в 2011 году и заканчивается в 2015 году.
На нее возлагались задачи обеспечить инвалидов специальными средствами, позволяющими им свободно передвигаться, без помощи посторонних людей.
Программа направлена на благоустройство населенных пунктов с тем расчетом, чтобы маломобильные люди моги передвигаться по ним свободно, не встречая препятствий на своем пути. В задачу программы входит и оснащение общественного транспорта всеми необходимыми средствами, которые бы позволили им перевозить инвалидов.
Но помимо создания проектов новых приспособлений, как в транспорте, так и в зданиях, сооружениях и на других территориях населённых пунктов, реализации этих проектов, программа «Доступной среды» для инвалидов предусматривает и совершенствование транспортной инфраструктуры с целью обеспечения доступа инвалидам к реабилитационным учреждениям, заведением профессионального обучения, зданиям культуры, спорта, предприятиям трудовой деятельности.
Но если эти мероприятия больше касаются людей с ограниченными возможностями в мобильном передвижении, то для тех, у кого нарушены слух и зрение программой предусмотрено формирование общегородских систем специализированных телекоммуникаций
Нюансы
Несмотря на декларацию поставленных целей, тем не менее, по результатам реализации запланированных мероприятий нужно отметить, что по-прежнему в большинстве городов затруднен доступ инвалидов к аптекам и медицинским учреждениям, муниципальным учреждениям и предприятиям торговли, а также в культурные и образовательные заведения.
Как бы не пытались справиться с поставленными целями чиновники на местах, пока их усилия в большинстве случаев носят локальный, а не тотальный характер.
Скорее всего, проблема заключается не столько и не только в чиновниках, но и в том, что для реализации этих программ требуются значительные усилия, которые необходимо реализовывать постоянно и в долгосрочной перспективе.
По той причине, практически весь транспорт для людей с ограниченными способностями остается труднодоступным или недоступным.
Несмотря на многие недостатки реализации самой программы, есть и явные успехи.
Например, на железной дороге появились в качестве эксперимента вагоны, в которых есть одно двухместное купе.
Это купе предназначено для инвалидов, которые передвигаются на колясках с посторонней помощью. Отдельное купе в вагоне это хорошо, но ведь до него еще нужно добраться. А низкий уровень платформы, очень высокие ступени создают непреодолимое препятствие к этому купе. Как такой инвалид сможет попасть в это купе? Добавьте к этой картине очень узкие двери, проход и неудобное расположение поручней, и смысл в таком купе полностью пропадает.
А как это сделать такому инвалиду в здании вокзалов, в которых ни туалеты, ни лестницы, ни поручни не подойдут для передвижения этих людей.
Поэтому говорить об успешной реализации этой программы не приходится, хотя и есть некоторые заметные успехи.
Как происходит формирование программы?
Во многих городах перекрестки массово оборудованы светофорами со звуковыми сигналами.
В учет берутся районы городов, где наблюдается наибольшее проживание людей с ограниченным зрением, либо где они больше всего появляются.
Например, есть предприятия, которые предоставляют рабочие места для таких людей, реабилитационные центры, помогающим им адаптироваться. Как правило, пути к таким предприятиям и учреждениям оборудуются такими светофорами.
А звуковое оповещение дает знать им и о приближении поездов, и о названии остановок.
Помимо транспорта и улиц города были сделаны и некоторые шаги, делающие жилье доступным для инвалидов. Трудно назвать это массовых успехом, но вот в Москве в некоторых районах были построены несколько десятков квартир, адаптированных для инвалидов на колясках.
Эти квартиры снабжены индивидуальными подъемниками, они обустроены широкими дверными проемами, а туалеты с ванной комнатой позволяет инвалиду самостоятельно пользоваться этими благами цивилизации.
А вот в Улан-Уде пошли еще дальше и решили спроектировать специальный жилой комплекс для такой категории инвалидов. В данном комплексе предусмотрены помимо жилых зданий, производственные учреждения, спортивные комплексы, магазины. Все это адаптировано под нужды инвалидов. Но это не более, чем единичные случаи. Подавляющее большинство инвалидов могут только мечтать о таких условиях.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Цели Программы:
формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»
I этап: 2011 — 2012 годы;
II этап: 2013 — 2015 годы;
III этап: 2016 — 2018 годы;
IV этап: 2019 — 2020 годы;
V этап: 2021 — 2025 годы
Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
Мероприятия задумывались для обеспечения:
- равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
- объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.
Заявленные цели
Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
- реабилитационной направленности;
- транспортных объектов;
- социальной направленности.
- Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
- Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
- Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
- Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
- обучение;
- стимулирование к профессиональной деятельности;
- повышение квалификации.
- Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
- Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Вопросы финансирования ФЦП
В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:
- Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
- к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
- Другие — не больше 70%.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.
Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.
Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.
- Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
- В стране увеличилось количество центров реабилитации.
- В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
- На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
- Работают телеканалы с сурдопереводом.
- Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
- Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Что делается для детей-инвалидов
В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.
Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.
В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:
- В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
- В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
- постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
- проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
- Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
- логопедии;
- олигофренопедагогике;
- сурдопедагогике и других.
Промежуточные успехи регионов
На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.
Например:
- В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
- В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.
Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.
Целевые индикаторы и показатели Программы
показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов»;
показатель 3 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;
показатель 4 «Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации»;
показатель 5 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (пилотный проект)»;
показатель 6 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые)»;
показатель 7 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, пилотный проект)»;
показатель 8 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети, пилотный проект)»;
показатель 9 «Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (дети)»
Этапы и сроки реализации Программы Доступная среда
2016 — 2020 годы, в том числе:
I этап: 2017 — 2020 годы;
II этап: 2018 — 2020 годы
Объемы бюджетных ассигнований Программы
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 168437465,6 тыс. рублей, в том числе:
на 2016 год — 33003378 тыс. рублей;
на 2017 год — 30025336,3 тыс. рублей;
на 2018 год — 33331917,2 тыс. рублей;
на 2019 год — 35589924,4 тыс. рублей;
на 2020 год — 36486909,7 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы Доступная среда
- увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 12 процентов в 2016 году до 45 процентов к 2020 году);
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2016 году до 55 процентов к 2020 году);
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (с 30 процентов в 2016 году до 49,6 процента к 2020 году);
- увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (с 10 процентов в 2016 году до 86 процентов к 2020 году);
- увеличение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые, дети) (с 42,2 — 51,7 процента в 2016 году до 44 — 52 процентов к 2020 году)
- https://programs.gov.ru/Portal/program/04/main_events
- http://lgoty-expert.ru/socialnye-lgoty/lgoty-invalidam/programma-dostupnaya-sreda/
- https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
- https://pravo-invalida.ru/adaptacionnye-obrazovatelnye-programmy-dlya-invalidov-v-rf/
- https://posobie.guru/lgoty/invalidam/dostupnaya-sreda.html
- https://bezpregrad.com/dossreda.html
- https://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
- https://www.obrazov.org/info/articles/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-dostupnaya-sreda-na-2011-2015-gody/