- Общие положения о субсидиях
- Что собой представляет субсидия
- Какие учреждения могут претендовать на субсидию
- Законодательное обоснование
- Основные положения и правовая основа
- Порядок расходования денег на выполнение государственных задач
- Какие условия существуют при оформлении госзадания бюджетным организациям
- Как формируется соглашение?
- Когда требуется вернуть средства, не использованные при реализации плана?
- Как выплатить премии?
- Планирование объема субсидии
- Финансовое обеспечение оказания услуг
- Финансовое обеспечение содержания имущества
- Сроки предоставления субсидии
- Изменение объемов субсидии
- Определение налога на прибыль
- Основания для прекращения выплаты субсидии
Общие положения о субсидиях
С 1 января 2011 г. финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется в форме субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (абз. 1, 2 п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях <1>, абз. 3 ст. 69.1, п. 1 ст. 78.1 БК РФ). В период до 1 января 2012 г. правило действует в отношении бюджетных учреждений, если оно закреплено следующими законодательными актами:
- решением федерального органа исполнительной власти — главного распорядителя средств федерального бюджета для федеральных бюджетных учреждений;
- законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления для бюджетных учреждений субъекта РФ, муниципальных бюджетных учреждений соответственно.
Данные законодательные акты должны прямо указывать на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ. По истечении переходного периода финансовое обеспечение деятельности всех бюджетных учреждений будет осуществляться путем предоставления субсидий
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Как указано выше, субсидии предоставляются из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ: из федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
В зависимости от назначения субсидии, предоставляемые бюджетным учреждениям, бывают двух видов:
- субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в рамках государственного (муниципального) задания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
- субсидии на иные цели или целевые субсидии (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий обоих видов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Что собой представляет субсидия
Органы власти могут дать учреждению задание. Если средств субъекта на выполнение задачи не хватает, выдается субсидия. Деньги начисляются на р/с учреждения. Они нужны для качественного и своевременного выполнения задачи. Расчет размера субсидии выполняется уполномоченным властным органом.
После того как задание выполнено и средства истрачены, оформляется акт об использовании денег. Целевое использование предполагает трату средств на исполнение поставленного задания. Если деньги будут истрачены нецелевым образом, организуется служебное расследование.
Какие учреждения могут претендовать на субсидию
Субсидия может быть предоставлена этим субъектам:
- Автономным муниципальным организациям.
- Оборонным предприятиям.
- Различным органам власти.
- Исследовательским институтам.
- Силовым ведомствам и прочим.
Субсидия на исполнение госзадания может выдаваться только тем субъектам, которые уполномочены работать над этим заданием.
Законодательное обоснование
Выдача субсидии на разработку и реализацию государственного задания регламентируется этими нормативными актами:
- ФЗ №174 «Об автономных субъектах» от 3 ноября 2006 г.
- ФЗ №40 «О поддержке НКО» от 5 апреля 2010 г.
- ФЗ №195 от 10 декабря 1995 г.
- Правительственное Постановление №999 от 30 сентября 2014 г.
Данные нормативные акты регламентируют перевод денег, их трату, составление отчетности.
Основные положения и правовая основа
Чтобы организации бюджета смогли осуществлять закупки в рамках 44 ФЗ, они должны иметь на это средства. Основа финансирования госзакупок — субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.
По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Размер субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила ее заполнения утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015. Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.
Объем выделяемого субсидирования планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что можно тратить субсидию на госзадание бюджетным учреждениям:
- заработная плата;
- налоги;
- закупки на нужды учреждения.
Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Не допускается нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания. Субсидирование госзадания не всегда полностью покрывает затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. БУ и АУ используют и внебюджетные источники финансирования и проводят закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ. Примером таких средств являются доходы от предпринимательской деятельности.
В 2020 году будут действовать новые сроки формирования ГЗ, МЗ. Теперь документы готовятся не позже 15 рабочих дней с момента утверждения лимитов бюджетных обязательств. После получения информации о выделенных ЛБО учреждение планирует расходную часть бюджета. Вот на каком документальном основании предоставляют субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания:
- расходное расписание;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- соглашение о предоставлении денежных средств.
Как только организации выделили лимиты, бухгалтерия (или отдел планирования) составляет ПФХД и госзадание. После утверждения документов вышестоящими органами (ГРБС) ответственный специалист в течение 10 рабочих дней формирует план-график закупок товаров, работ и услуг, на основании которых и будут осуществляться госзакупки по 44 ФЗ. Если БУ, АУ осуществляет закупки в рамках 223 ФЗ, то такой организации-заказчику надлежит подготовить отдельный план закупок по закону № 223.
Порядок расходования денег на выполнение государственных задач
Как уже было отмечено, субсидия имеет строго целевое назначение и используется только в рамках определенного проекта. Поэтапная процедура получения и использования активов, а также формирование отчетной документации выглядит следующим образом:
- Государство разрабатывает для муниципальных образований четкую цель.
- На расчетный счет исполнителя поступает сумма, достаточная для реализации мероприятий.
- После каждого использования финансовых активов специалисты отчитываются перед курирующей структурой.
- По завершении работ и достижению цели готовится итоговый акт.
- После принятия проекта составляется документ о целевом расходовании отчислений. Бумага передается в уполномоченный орган исполнительной власти.
Как правило, при наличии экономии, выраженной остатком на счете исполнителя, госорган не предпринимает попыток вернуть средства. Они остаются в распоряжении АУ и подлежат распределению между работниками в качестве премиальных выплат.
Какие условия существуют при оформлении госзадания бюджетным организациям
Субсидирование связано с необходимостью выполнения ряда требований. АУ, получающие субсидию под конкретное государственное задание должны учитывать следующее:
- преференция не предоставляется в начале года. Так, для достижения цели в указанное время организации используют собственные средства;
- бюджет автономного учреждения должен быть использован. Отчисления производятся только при наличии дефицита финансовых активов. Однако при успешной реализации плана деньги могут поступить по итогам года;
- если для запланированных мероприятий нужны большие суммы, то исполнитель должен заблаговременно поставить в известность курирующий ОИГВ;
- если условия для решения поставленных задач отсутствуют, то получение субсидии возможно лишь после их создания.
Как формируется соглашение?
Почти всегда при определении плана действий заключается соглашение. На основании этого документа осуществляется работа муниципалитета и предприятия, выполняющего соответствующие функции. У составителя имеется образец типовой формы соглашения. При его использовании стоит помнить о следующих нюансах:
- при наличии долга у муниципалитета государство берет обременение на себя;
- исполнитель обязуется полностью завершить работу в поставленные перед ним сроки;
- ОИГВ гарантирует перечисление финансовых активов по первой необходимости;
- в соглашении прописывается порядок и условия использования экономии при ее возникновении в конце года;
- договор содержит моменты, касающиеся возможности пролонгации срока выполнения заказа, а также сдачи проекта досрочно.
Когда требуется вернуть средства, не использованные при реализации плана?
Государство учитывает возможность отклонений в расходовании субсидии в процессе работ. Поэтому на этапе планирования сумма незначительно завышается или предоставляется с большим запасом. Остаток, образовавшийся у исполнителя на расчетном счете, подлежит распределению между работниками АУ или возврату органу власти. Решение на этот случай должно быть прописано в соглашении. Процедура возврата экономии выглядит следующим образом:
- По окончании работ составляется акт о расходовании средств.
- В документ вписывается сумма остатка.
- Государство принимает решение о необходимости передачи неиспользованных отчислений.
- Если ОИГВ настаивает на возврате, то бухгалтерия автономного учреждения переводит указанную сумму на резервный счет федеральной казны.
- Далее, руководитель лично посещает курирующую структуру и представляет документацию, подтверждающую финансовую операцию.
Как выплатить премии?
Если власти не настаивают на обратном переводе, то экономия используется предприятием для премирования сотрудников, справившихся с заданием эффективно и в срок. Поощрительная премия делится неравномерными суммами, зависящими от следующих факторов:
- должность, занимаемая специалистом в автономном учреждении;
- личный вклад в общий результат дела;
- стаж на должности, выработанный сотрудником;
- отработанные в период реализации проекта часы.
Планирование объема субсидии
Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания предоставляется учреждениям на возмещение затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и на содержание имущества.
Финансовое обеспечение оказания услуг
Объем средств на оказание государственных (муниципальных) услуг рассчитывается путем умножения соответствующих нормативных затрат на единицу услуги на количество предоставляемых единиц, установленное в госзадании. В свою очередь, указанные нормативы состоят из групп затрат. Остановимся на некоторых из них.
При планировании затрат на коммунальные услуги руководству учреждения необходимо обеспечить взаимодействие работников финансовой службы (бухгалтерии) с главным инженером, другими руководителями обслуживающих подразделений. У специалистов следует запрашивать сведения не только о текущих потребностях учреждения, но и об ожидаемом изменении объема потребления коммунальных услуг, а также изменении тарифов. В частности, в 2012 г. тариф на электрическую энергию будет повышен с 1 июля. Поэтому размер финансового обеспечения на второе полугодие текущего года должен быть рассчитан с учетом данного изменения.
Напомним, что расходы на коммунальные услуги могут быть включены в нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги следующим образом:
- затраты на холодное водоснабжение и водоотведение — 100%;
- затраты на горячее водоснабжение — 100%;
- затраты на теплоснабжение — 50%;
- затраты на электроснабжение — 90%.
При планировании затрат на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги, рекомендуется использовать соответствующие нормативы. При их отсутствии могут использоваться данные о фактических затратах, сформировавшиеся за последние годы. Также следует помнить о том, что стоимость материальных ресурсов необходимо проиндексировать с учетом инфляции. Кроме того, при планировании указанной группы затрат необходимо учитывать возможное изменение объема потребляемых материальных ресурсов (например, из-за участия учреждения в тех или иных мероприятиях, целевых программах). Кстати, по этой же причине могут измениться затраты на командировки, привлечение сторонних специалистов по договорам гражданско-правового характера, услуги сторонних организаций.
При планировании объема субсидии на оказание услуг иногда возникает проблема, связанная с уменьшением финансирования на сумму доходов от платных услуг, оказываемых учреждением в рамках государственного задания. Пункт 8.1 Положения, утвержденного Постановлением N 182, гласит: если в случаях, установленных федеральным законом, федеральные АУ оказывают государственные услуги за плату в пределах госзадания, размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей услуг. При этом ни в одном нормативном акте нет конкретного порядка учета таких поступлений при расчете затрат. Получается, что учреждение, которое оказывает платные услуги в рамках госзадания, должно разработать этот порядок самостоятельно.
Однако, если какая-либо услуга предоставляется исключительно на платной основе, было бы логично полностью исключить ее из расчета, поскольку на ее оказание не требуется субсидий из бюджета. А вот если услуга предоставляется на частично платной основе, порядок расчета «бюджетной» части просто необходим.
Таким образом, учреждению нужно выбрать или разработать варианты решения рассмотренной проблемы, согласовав их с учредителем.
Финансовое обеспечение содержания имущества
Необходимый объем субсидии на содержание имущества (как и объем субсидии на оказание услуг) определяется либо самим учреждением, либо соответствующими службами учредителя.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ <2> финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных на это учредителем, расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Основными направлениями работы при планировании средств на содержание имущества являются расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций, определение предполагаемого поступления и выбытия объектов нефинансовых активов, величины тарифов на коммунальные услуги. Здесь рекомендуется провести следующие мероприятия.
- Составить перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества. Это позволит определить в планируемом периоде остаточную стоимость имущества, формирующего налоговую базу по соответствующему налогу. Перечень составляется по состоянию на 1 сентября или 1 октября текущего года.
- Определить ожидаемую налоговую базу по налогу на имущество на очередной финансовый год. Ответственные должностные лица учреждения должны составить план поступления и выбытия объектов имущества по состоянию на 1 января и на 31 декабря очередного финансового года. При его составлении целесообразно учесть график (прогноз) закупок товаров.
На основе полученной информации об ожидаемом в очередном финансовом году объеме поступлений и выбытий объектов нефинансовых активов, а также данных перечня недвижимого и особо ценного движимого имущества рассчитывается прогнозируемая сумма налога на имущество организаций.
- Рассчитать затраты на коммунальные услуги в планируемом периоде. Для этого необходимо получить сведения о предполагаемом изменении потребления тепла и электроэнергии в случае планируемого ввода в эксплуатацию нового здания или изменения характеристик имеющихся систем (в натуральных показателях). Далее на основании утвержденных тарифов с учетом увеличения/уменьшения потребления в натуральных показателях производится расчет прогнозируемых коммунальных расходов. Обратите внимание, что согласно федеральным рекомендациям в субсидию на содержание имущества входит 10% затрат на электроэнергию и 50% затрат на тепло.
При необходимости рассчитываются другие расходы, связанные с содержанием имущества, в частности земельный налог.
- Рассчитать «потери» в случае сдачи имущества в аренду. Пункт 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ устанавливает: если недвижимое или особо ценное движимое имущество, закрепленное за АУ, с согласия учредителя сдается в аренду, финансовое обеспечение его содержания учредителем не осуществляется. Аналогичная норма относительно «новых» бюджетных учреждений содержится в п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Поэтому при планировании и расчете размера субсидии на содержание имущества учреждениям обоих типов надо четко знать сумму «потерь».
- Составить пояснительную записку для учредителя. Это завершающий этап работы. Все данные (прогноз о сумме налога на имущество организаций, сумме расходов на коммунальные услуги, других затратах, а также «потери» от аренды) представляются учредителю в качестве обоснования объема субсидии на содержание имущества учреждения в очередном финансовом году.
Все мероприятия по планированию затрат на очередной финансовый год должны быть проведены в октябре — декабре текущего года.
Сроки предоставления субсидии
Сроки предоставления субсидии, как правило, не фиксируются в соглашении, а указываются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой его частью. При этом предполагается ежеквартальное выделение субсидии автономному учреждению. Отметим, что Федеральное казначейство рекомендует федеральным органам исполнительной власти перечислять субсидии подведомственным учреждениям ежемесячно.
Вместе с тем в тексте соглашения можно предусмотреть особенности исчисления сроков и построения графиков предоставления субсидии. Например, зафиксировать, что в случаях, когда срок окончания работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в госзадании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений сторон в графике может быть отражено предоставление денежных средств через равные промежутки времени или он может формироваться на основе иных параметров.
Особенности предоставления в 2012 г. из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания изложены в Постановлении N 1249 <3>.
<3> Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
В силу п. 11 данного документа субсидия предоставляется в соответствии с графиком, прилагающимся к соглашению. Субсидия подлежит перечислению федеральным АУ (за исключением учреждений, оказывающих услуги (выполняющих работы) на основании Перечня сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 <4>) не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:
- 25% годового размера субсидии в течение I квартала;
- 50% (для образовательных бюджетных и автономных учреждений — 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
- 75% годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
<4> «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».
Однако в Постановлении N 1249 не указано, когда конкретно — в начале или в конце квартала — должна перечисляться субсидия. А ведь от того, в какой момент поступят средства федерального бюджета на счета учреждений, зависят порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, возможность перечисления авансов по заключенным договорам.
Как показывает практика, с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений предоставление им субсидий производится одним из двух способов:
- один раз в квартал и «авансом», то есть перечисление бюджетных средств должно произойти в течение первого месяца наступившего квартала (в январе, апреле, июле и октябре);
- ежемесячно в размере 1/12 годового объема.
Очевидно, что конкретные сроки предоставления автономным учреждениям субсидий на выполнение государственного задания должны быть предусмотрены в нормативных документах соответствующих органов государственной власти, реализующих полномочия учредителя.
Изменение объемов субсидии
В соглашении рекомендуется предусмотреть условия изменения установленного размера субсидии. Например, можно указать, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано госзадание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, объем субсидии может быть скорректирован. Обоснованием может стать то, что финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете на соответствующие цели.
Стоит также учесть, что в случае выполнения учреждением всех утвержденных в нем требований к объему и качеству государственных услуг (работ) сокращение объема финансового обеспечения госзадания в части уже оказанных государственных услуг, выполненных работ не допускается.
Определение налога на прибыль
В статье 251 НК РФ содержатся статьи расходов, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль. В подпункте 14 пункта 1 статьи сказано, что учитываться не будут доходы в форме имущества, выданного в рамках целевого финансирования. То есть субсидии, предоставляемые бюджетным организациям, не будут учитываться при определении налога на прибыль.
Основания для прекращения выплаты субсидии
Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:
-
у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;
-
поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;
-
заявитель предоставил ложную информацию;
-
если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.
- https://WiseEconomist.ru/poleznoe/6292-subsidii-byudzhetnym-uchrezhdeniyam-voprosy-polucheniya-ispolzovaniya
- https://assistentus.ru/buhuchet/subsidij-na-goszadanie/
- https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/subsidiya-na-vypolnenie-goszadaniya-chto-eto-i-kak-svyazano-s-zakupkami
- https://semyahelp.ru/drugoe/subsidii/subsidiya-na-vypolnenie-gosudarstvennogo-zadaniya-2019
- https://WiseEconomist.ru/poleznoe/7627-subsidiya-vypolnenie-zadaniya-osobennosti-planirovaniya-predostavleniya
- https://www.audit-it.ru/terms/agreements/subsidiya.html