- Законодательная база
- Гарантии инвалидам в сфере образования
- Кто имеет право на льготы и привилегии
- Формы получения знаний
- Домашнее обучение
- Дистанционное обучение
- Особенности сдачи ЕГЭ
- Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности
- Как происходит обучение в вузе или колледже
- Особенности приема инвалидов в вузы
- Как выбрать вуз
- Требования к оснащенности и штатной укомплектованности
- Требования к наличию специальных средств для обучения, в зависимости от заболевания
- Какие документы нужно собрать при поступлении в вуз
- Могут ли отказать
- Выплаты студенту-инвалиду
- Возможности заочно-дистанционного образования
- Преимущества заочного обучения
- Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?
- Федеральные головные центры по обучению инвалидов
- Можно ли трудоустроиться инвалиду с дипломом
- Обучение пожилых инвалидов
- Образовательные льготы инвалидам
- Как оформить налоговый вычет
- Проблемы дистанционного обучения инвалидов
Законодательная база
Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.
В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.
При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.
Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.
В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.
ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.
В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:
- Специальные методы обучения и воспитания;
- Особые учебники;
- Дополнительные средства для доступа в здание организации;
- Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
- В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.
В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.
Гарантии инвалидам в сфере образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
-
основного общего;
-
среднего (полного) общего
-
начального профессионального;
-
среднего профессионального;
-
высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
-
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
-
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
-
инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
-
инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
-
на уровне Российской Федерации;
-
в отдельных субъектах РФ.
7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:
«Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Кто имеет право на льготы и привилегии
Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:
- инвалидность I и II группы;
- инвалидность с детства;
- инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.
Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.
Формы получения знаний
Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.
Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.
Домашнее обучение
Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:
- родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
- нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
- необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.
Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.
Дистанционное обучение
Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:
- телеконференций;
- веб-занятий;
- интернет-уроков;
- телеприсутствия;
- получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.
Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.
При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.
Особенности сдачи ЕГЭ
Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:
- копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
- справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.
Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.
На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.
Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности
Для незрячих:
- Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
- Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
- Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.
Для слабовидящих:
- Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
- Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
- Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.
Для глухих и слабослышащих:
- Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
- Предоставляются услуги сурдопереводчика.
Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.
Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.
Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.
На экзаменах людям с инвалидностью могут помогать ассистенты
Как происходит обучение в вузе или колледже
Среднее образование заочно можно получить и в школе, если ребенок не может посещать ее вместе с классом. Но для работы в каком-либо сегменте школьных знаний недостаточно. Поэтому нужно учиться дальше. Если, например, человек проживает в сельской местности, а для учебы необходимо ехать в областной центр, то это требует определенных усилий. Не все люди, имеющие способности, имеют возможности «кататься» на сессии.
Вот список заболеваний, с которыми невозможно учиться традиционным способом (очно):
- детский церебральный паралич;
- аутоиммунные заболеваний, требующие постоянного ухода и соблюдения диеты;
- редкие генетические проблемы, которые делают человека уязвимым перед окружающей средой;
- проблемы с речью или вниманием;
- последствия травм;
- неврологические расстройства, при которых за человеком нужен контроль, например, эпилептические приступы.
В таких случаях лучше, если студент будет находиться дома, а учиться удаленно. Для этого нужно найти учебное заведение, скорее всего, частное, где можно получить высшее образование при заочном обучении, которое подразумевает дистанционное. Студент будет разбираться с учебными материалами самостоятельно, если нужно – консультироваться с преподавателями.
Особенности приема инвалидов в вузы
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:
Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Подка.
К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:
-
глухие;
-
слабослышащие;
-
слепые;
-
слабовидящие;
-
с тяжелыми нарушениями речи;
-
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-
другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
«Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья» (пп. 21-21.1).
«Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях» (п. 29).
Как выбрать вуз
В соответствии с Законом об Образовании № 273 во всех образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия для обучения лиц с инвалидностью. Но на практике далеко не все вузы оснащены должным образом. Перед подачей документов узнайте, есть ли необходимые условия в выбранном вами вузе. Сделать это можно на сайте или по телефону приемной комиссии.
Фонд социальной помощи студентам «СтудФонд» создал на своем сайте карту доступности вузов. Там вы найдете информацию о том, в каких учреждениях есть пандус, лифты, указатели, специально оборудованные туалеты и возможность вызвать дежурного. Также вам поможет выбрать вуз портал инклюзивного образования.
Например, хороший опыт работы с инвалидами имеет МГППУ. У них на сайте есть вся доступная информация. Они выделяют специальный автобус для незрячих студентов. В вузе организовано их сопровождение другими студентами. Также вуз обеспечивает 100%-е трудоустройство для своих выпускников с инвалидностью.
Интересный факт! Около 25 % космических разработок создано глухонемыми инженерами, выпускниками Бауманки.
У образовательных учреждений должен быть паспорт доступности
Требования к оснащенности и штатной укомплектованности
В здании вуза должны быть:
- Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
- В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
- Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.
Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.
Требования к наличию специальных средств для обучения, в зависимости от заболевания
Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата нужны компьютеры, оборудованные:
- специальной клавиатурой (виртуальной; с большими кнопками и накладками, разделяющими клавиши; сенсорной);
- головной или ножной мышью;
- выносными кнопками;
- джойстиком или роллером.
Для слабовидящих и незрячих:
- компьютерная техника и учебники с системой Брайля (точечно-рельефный шрифт);
- звуковое воспроизведение материалов;
- программа экранного увеличения.
Для слабослышащих:
- звукоусиливающая аппаратура;
- беспроводные технологии передачи звука (FM-системы);
- мультимедийный проектор или телевизор;
- электронная доска;
- документ-камера.
В штате вуза должны быть сотрудники, которые будут работать с особенными студентами
Какие документы нужно собрать при поступлении в вуз
Пока на льготных основаниях вы можете поступать только в один вуз и на одну специальность. Однако в этом году планируется принять новый закон, по которому люди с инвалидностью смогут подавать документы на бюджет в пять вузов и на три специальности.
Для поступления вам нужно предоставить:
- паспорт и копии первых страниц и места регистрации, стр. 13 при наличии воинской обязанности;
- аттестат;
- 2 фотографии 3 x 4;
- военный билет (для военнообязанных);
- справку о прохождении медосмотра (если требуется);
- документ, подтверждающий ограничения по здоровью, справку об инвалидности.
Обратите внимание, с 2018 года предоставление заключения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения не требуется (ФЗ № 93 от 01.05.2017). Требование вузами таких справок незаконно.
Могут ли отказать
Отказ может быть лишь в тех случаях, если:
- Поздно поданы документы;
- Количество абитуриентов превышает выделенные квоты;
- Если студент сдает экзамены, то уровень знаний низкий.
По последнему пункту возможна апелляция, если абитуриент-инвалид считает оценку заниженной. Тогда создается апелляционная комиссия, которая может отменить предыдущую оценку знаний.
Важно! Вуз не может отказать инвалиду в поступлении в связи с тем, что в учебном заведении нет условий для людей с ограниченными возможностями. По закону должен быть обеспечен доступ ко всем кафедрам, общественным помещениям для перемещения инвалида на коляске.
Выплаты студенту-инвалиду
Помимо социальных пособий, оформленных через службу социальной поддержки по месту жительства, студент-инвалид 1 и 2 групп также имеет право на получение индивидуальной материальной помощи. Для этого стоит обратиться в администрацию вуза с письменным заявлением. Также в отдельных случаях студентам инвалидам назначается стипендия учащегося и социальная.
Важно! Материальная помощь выплачивается по решению администрации вуза и при условии, если студент не имеет задолженностей по предметам.
Возможности заочно-дистанционного образования
В некоторых учебных заведениях созданы специальные условия для людей, имеющих ограничения по зрению, проблемы со слухом. Для этого есть интернет-площадки, которыми можно управлять по-разному, а учебный материал представлен не только в письменном виде, но имеются аудио и видеозаписи вебинаров, конференций, отдельных лекций.
Специально для инвалидов есть программы в вузах Москвы и зарубежья:
- Московском Международном университете;
- Университете Франш-Конте во Франции;
- Академии специального образования в Варшаве;
- Открытом университете Великобритании;
- Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики;
- Московском финансово-юридическом университете;
- Заочном народном университете искусств;
- Московской академии физкультуры;
- Московском психолого-педагогическом университете.
Это не полный список, а лишь его часть, которая демонстрирует, что человек с ограниченными возможностями может учиться как в своей стране, так и за рубежом, исходя из финансовых возможностей.
Преимущества заочного обучения
Кроме безопасности человека, которого родители или опекуны не хотят отпускать одних в чужой город, есть еще масса преимуществ:
- стоимость заочно-дистанционного обучения в 2 раза ниже, чем очное;
- студенту не нужно лишний раз тратиться на проезд к месту учебы, так как все предметы сдаются через интернет;
- вузы помогают в трудоустройстве своим выпускникам, так как сейчас на рынке много предложений удаленной работы;
- преподаватели в рабочее время находятся возле компьютера и помогают заочникам разобраться с темами, принимают зачеты;
- у инвалидов-заочников больше возможностей сдать предмет.
А главное – программы заочно-дистанционной формы, очно-заочного образования, очного и классического заочного обучения полностью совпадают. Это означает, что при желании студент может получить такой же объем знаний, что слушатель очного факультета.
На этот счет существует очень много споров и предрассудков – многие родители запрещают детям поступать в престижный вуз заочно или дистанционно, но настаивают на очных программах регионального университета сомнительного происхождения. Это впоследствии останавливает студента, так как новых путей развития он не видит. В престижных вузах всегда есть куда стремиться – было бы желание. А желания у физически обделенных людей всегда больше, чему у остальных.
Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?
На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:
Федеральные головные центры по обучению инвалидов
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»;
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный институт-интернат»;
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург);
-
по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»;
-
по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
Можно ли трудоустроиться инвалиду с дипломом
Во-первых – любой человек, независимо от его физических ограничений, имеет право получить полное высшее образование по какой-либо специальности, кроме медицинской, так как медики учатся исключительно очно. Бакалавриат, магистратура и аспирантура – все это доступно при удаленном образовании. Единственный нюанс – на защиту научной работы придется приехать в вуз, чтобы предстать перед ученым советом.
После получения диплома на первый план выходит проблема с трудоустройством. Хотя, для большинства выпускников это не сложно, так как в процессе освоения материала за домашним компьютером человек находит различные предложения удаленной работы – фриланс. Попробовать что-то сделать из того, чему уже научился многие пытаются еще, обучаясь на начальных курсах.
Нужно сначала показать какие-то наработки, но они могут появиться и в процессе обучения, а начинать работать по специальности можно и за низкую оплату. По опыту людей, которые начинали практиковать фриланс, на первых порах не стоит гнаться за материальными выгодами, а нужно собрать достойное портфолио, получить опыт.
Работать легче в сфере информационных технологий, юридического консультирования, удаленной бухгалтерии, журналистики. Если рассчитывать на обычную работу, то вариантов еще больше – инклюзивная педагогика или психология, центры физической реабилитации, спортивная деятельность для инвалидов.
Обучение пожилых инвалидов
Следующие категории взрослых лиц имеют право на обучение в вузах по особой квоте:
- Инвалиды 1 и 2 групп;
- Инвалиды с детства;
- Получившие инвалидность во время несения военной службы.
Для тех, кто не желает получать высшее образование, предусмотрены бесплатные курсы от региональных центров социального обслуживания.
На этих курсах пожилые люди с инвалидностью могут получить информацию по улучшению качества своей жизни. Например о том, как получить положенные по закону льготы.
Центрами социального обслуживания в регионах проводятся курсы для инвалидов пожилого возраста по владению компьютером. По окончании обучения им выдаются сертификаты.
Пожилые инвалиды могут пройти курс переобучения в центре занятости населения.
Образовательные льготы инвалидам
Существуют следующие льготы при поступлении в любой вуз инвалидам:
- Компенсация оплаты проживания в общежитии (50% от суммы);
- Социальная стипендия (не меньше МРОТ);
- В случае успешной сдачи экзаменов академическая стипендия увеличивается вдвое (положено только инвалидам 1 и 2 групп);
- Бесплатное лечение в санаторно-курортных организациях;
- Льготные условия при поступлении инвалидов в вуз;
- Бесплатная перевозка до места санаторно-курортного лечения.
Как оформить налоговый вычет
Для этого нужно подать заявление в ФНС с требованием предоставить данную выплату. Налоговый вычет можно получить за себя, либо за ребёнка или опекаемого. В таком случае пакет документов, который необходимо подать, будет отличаться.
Чтобы подать заявку на собственный налоговый вычет, нужно собрать следующий пакет документов:
- Паспорт;
- Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;
- Договор с образовательным учреждением;
- Чеки об оплате обучения;
- Реквизиты для перечисления вычета.
Чтобы подать заявление от лица ребёнка или опекаемого, нужно предоставить дополнительно:
- Свидетельства о рождении родителя и ребёнка;
- Иные документы, подтверждающие родство, если необходимо;
- Документы, подтверждающие опекунство;
- Справку об обучении инвалида с печатью учреждения.
Максимальные суммы вычета:
- За себя – 15600 рублей;
- За ребёнка или опекаемого – 6500 рублей.
Проблемы дистанционного обучения инвалидов
К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.
Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.
Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.
Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.
Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.
- https://invalid.expert/obuchenie-invalidov/
- https://vestaunion.ru/info/social-support/obrazovanie-invalidov/
- https://propostuplenie.ru/article/how-to-enter-a-university-with-people-with-disabilities/
- https://invalidu.com/prava/obuchenie-invalidov
- https://ecvdo.ru/states/zaochnoe-obuchenie-dlya-lyudej-s-problemami-zdorovya-obrazovanie-i-trudoustrojstvo
- https://poluchi-lgoty.ru/kakie-lgoty-predostavlyayutsya-pri-postuplenii-v-vuz/
- https://vitaportal.ru/vse-bolezni/distantsionnoe-obuchenie-invalidov-v-rossii.html