Образование детей инвалидов: привелегии и программы по обучению

Содержание
  1. Законодательная база
  2. Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью
  3. Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу
  4. Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу
  5. Образовательные привилегии инвалидов
  6. Кого относят к группе детей-инвалидов
  7. Права детей инвалидов
  8. Домашнее обучение и особенности образования детей-инвалидов в 2020 году
  9. Учебные заведения России
  10. Варианты обучения
  11. Дистанционное обучение
  12. Обучение на дому лиц с ОВЗ
  13. Что такое адаптированная программа обучения
  14. Воспитание и обучение детей-инвалидов
  15. Права ребенка-инвалида в школе
  16. Как происходит сдача ЕГЭ ребенком-инвалидом
  17. Формирование доступной среды жизнедеятельности детей-инвалидов
  18. Гарантии инвалидам в сфере образования
  19. Особенности приема инвалидов в вузы
  20. Особенности проведения вступительных испытаний в вузы
  21. Обучение пожилых людей
  22. Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов
  23. Проблемы обучения детей и инвалидностью в России
  24. Специализированные учреждения для детей-инвалидов

Законодательная база

Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.

В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.

При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.

В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.

ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.

В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:

  • Специальные методы обучения и воспитания;
  • Особые учебники;
  • Дополнительные средства для доступа в здание организации;
  • Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
  • В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.

В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.

Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью

Организация обучения людей с инвалидностью описывается отдельно в статье 79.

Здесь закрепляется обязанность образовательных учреждений создавать специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия – это особые программы и методы обучения, учебники, технические средства, предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора при необходимости), проведение коррекционных занятий, а также обеспечение беспрепятственного доступа в здание, доступ к информации.

Им бесплатно предоставляются специальные учебники и любая необходимая литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Также оговаривается, что обучение людей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для людей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Считается, что для детей с ОВЗ необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующую их возможностям. Например, в нее входит сокращенное время занятий, дополнительные уроки с психологом или дефектологом, сопровождение тьютора и т.д.

Что нужно для поступления ребенка с инвалидностью в школу

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

Что делать, если ребенка-инвалида не хотят брать в общеобразовательную школу

Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только если в ней уже нет свободных мест.

За исключением двух случаев. Во-первых, если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор. Во-вторых, если в ней реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть районный отдел образования или департаменты или министерство образования конкретного субъекта РФ.

Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. Например, если в приеме ребенка отказывает директор детского сада, рекомендуется обращаться в управление или департамент образования. При отказе там – в Рособрнадзор.

В таком случае необходимо:

1. Потребовать отказ в письменной форме (при необходимости написать об этом дополнительное заявление)

2. Оспорить отказ в вышестоящей инстанции, направив письменное обращение/жалобу.

В органы прокуратуры имеет смысл обращать только в случаях явного нарушения законодательства. Например, если обращения в вышеуказанные органы не дало никаких результатов или нарушаются сроки рассмотрения обращений.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Кого относят к группе детей-инвалидов

Чтобы индивид считался ребенком инвалидом, должны быть соблюдены два условия. Первое из них — человек еще не достиг возраста, который в РФ считается совершеннолетием, в большинстве случаев — восемнадцать лет. Второе условие — несовершеннолетний ребенок-инвалид имеет психические, физические или физиологические отклонения в состоянии здоровья от общепринятой нормы. Таковым молодого человека может признать лишь специальная квалифицированная комиссия.

Согласно закону N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят 24 ноября 1995 года, а также Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в котором указываются условия для официального признания несовершеннолетнего человека инвалидом, ребенок признается инвалидом, если у него наблюдается стойкое нарушение здоровья, связанное с расстройством функциональности организма или его частей (систем, органов); ограничение полноты жизнедеятельности; невозможность полная либо частичная самостоятельного обслуживания, обучения, самоконтроля и тому подобное.

Законодательная база получения льгот, выплат, особых прав для детей инвалидов включает в себя также следующие документы:

  1. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
  2. Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году»
  3. Письмо Министерства образования и науки № 07-832 «Организация обучения для детей-инвалидов на дому» от 10 декабря 2012 г
  4. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации № НТ-1139/08 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
  5. Семейный кодекс РФ в части прав детей и родителей.
  6. Российский закон об образовании (написан в соответствии с конвенцией ООН).
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  9. Трудовой кодекс РФ, его часть про права работающих женщин, на попечительстве которых содержатся дети, являющиеся инвалидами одной из групп.

Категория инвалидности, одна из трех существующих на сегодня, присуждается ребенку-инвалиду на период в один, два или пять лет либо до момента достижения 18-летнего возраста. После достижения совершеннолетия человек проходит обязательное освидетельствование на комиссии.

Права детей инвалидов

Российское государство обязано обеспечивать социальную защиту для каждого ребенка, который был признан человеком с ограниченными возможностями (ребенком-инвалидом). Это обеспечивается путем создания специальных условий для развития индивидуальности, творческих, производственных и других способностей. В целях осуществления программ по помощи детям инвалидам специальными гос. органами предоставляются социальные льготы, гарантии, поддержка в реализации прав по охране здоровья, прав на труд, отдых, образование, подготовку для осуществления посильной профессиональной деятельности, а также прав социально-экономических и жилищных.

Защита прав детей-инвалидов должна контролироваться и обеспечиваться государством. Любые возможные препятствия на пути к желаемому личному развитию таких детей устраняются руководством страны. Социальные права детей-инвалидов гарантируются правительством Российской Федерации наряду с обеспечением равных по сравнению со здоровыми гражданами.

Домашнее обучение и особенности образования детей-инвалидов в 2020 году

Если ребенок-инвалид не может проходить обучение по основным общеобразовательным программам в образовательном учреждении, ему предоставляется возможность обучаться на дому.

Решение о переводе детей-инвалидов на домашнее обучение принимается соответствующим отделом образования местной администрации с согласия родителей или иных законных представителей ребенка. Для организации обучения детей-инвалидов на дому необходимы следующие документы:

  • письменное заявление от родителей (законных представителей) ребенка;
  • заключение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», порядок оформления отношений образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) по организации обучения на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. В частности, по городу Москве отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, регулируются Законом г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лице ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Согласно этому Закону, для лиц, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не посещают образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) создаются условия для обучения на дому. Индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому организуется на основе договора между органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Детям-инвалидам, получающим специальное образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы. Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением.

На сегодняшний день сохраняет свое действие Перечень заболеваний, наличие которых дает право на специальные условия получения образования для детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный совместным письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. Этот Перечень, предусмотренный законом об образовании детей-инвалидов, в 2020 году нуждается в пересмотре в связи с длительным сроком действия и изменившимися реалиями.

На домашнее образование претендую инвалиды со следующими особенностями:

  • Тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.
  • Тяжелыми остаточными явлениями после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургическими заболеваниями:

  • Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.
  • Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).
  • Атрезия заднего прохода с недержанием кала.
  • Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).
  • Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожными заболеваниями:

  • Экземы, распространенные в состоянии обострения.
  • Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.
  • Псориатические эритродермии.
  • Артропатический псориаз.
  • Пруриго Гебра.
  • Дерматит Дюринга (в период обострения).
  • Ихтиозоформная эритродермия.
  • Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).
  • Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).
  • Острая красная волчанка.
  • Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологическими заболеваниями:

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).

5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальную организацию и предоставление домашнего образования инвалидам со слабоумием в степени имбецильности.

Учебные заведения России

Получить инвалиду профессиональные знания в РФ можно в достаточно широком списке учебных заведений, отличающихся по уровню образования, степени аккредитации и форме обучения. Благодаря такому разнообразию возможность учиться появляется у почти всех людей независимо от того, что им требуется – получить базовую профессию либо дополнительные знания.

Перечень учреждений, в которых можно пройти образовательную программу, включает в себя:

  • дошкольные учебные заведения (ДОУ) – детские ясли и сады;
  • общеобразовательные муниципальные школы;
  • профильные технические училища;
  • колледжи, лицеи с предоставлением средне-специального образования;
  • высшие учебные заведения (ВУЗы) – университеты и институты.

Во всех перечисленных учреждениях освоить образовательную программу могут как здоровые люди, так и инвалиды, что позволяет последним максимально включиться в жизнь общества. Кроме того, они получают дополнительные льготы, объем которых регулируется внутренним уставом учебных заведений.


Образование в России доступно каждому!

Варианты обучения

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

Вариант Условия здоровья Суть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программе Не выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки. Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обучения Нарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух. Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развития Лёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья. Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развития Все лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени. Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.

Дистанционное обучение

Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.

 

Обучение на дому лиц с ОВЗ

Если человек не имеет возможности регулярно посещать учебное заведение, он имеет право получать образование на дому. Для реализации нужно взять заключение от экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения. О том, чтобы обучать человека на дому, могут ходатайствовать как сотрудники учебного заведения, так и родители, либо сам обучающийся.

Учебное заведение утверждает особое расписание для обучающихся на дому. Специально для них выделяются специалисты из числа сотрудников школы. Преподаватели посещают таких детей в соответствии с расписанием.

Выбравшие домашнее обучение лица проходят аттестацию и получают оценки. Если обучение проходит по общеобразовательному варианту, данные аттестации заносятся в общий журнал. Ребёнок с умственной отсталостью получает оценки в отдельный журнал.

Если возникает ситуация, когда требуются дополнительные расходы на обучение, заведение может потребовать от родителей их компенсации. Обучающиеся на дому имеют право на получение бесплатных учебников. Им по запросу предоставляется любая литература из библиотеки заведения.

Что такое адаптированная программа обучения

Каждый человек с особенностями здоровья, мешающими обучаться по общей программе, должен делать это по адаптивной программе. Она предполагает формы изложения учебного материала, приспособленные под возможности инвалида. Также может варьироваться количество часов, необходимых для обучения.

Изменения вносятся и в методы аттестации после прохождения учебного плана.

Адаптированная программа предполагает наличие коррекционных занятий. Если обычные занятия направлены на накопление академических знаний, то целью коррекционных занятий является выработка жизненных компетенций. Это умения, которые помогут человеку в будущем приспособиться к самостоятельной жизни.

Воспитание и обучение детей-инвалидов

Статья 19 закона № 181-ФЗ предполагает предоставление детям-инвалидам прав на бесплатное обучение в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, в которые входят:

  1. Дошкольные организации — детские садики.
  2. Школьные организации, любая из трех ступеней обучения в общеобразовательной школе.
  3. Профессионально-технические учреждения получения образования.
  4. Высшие учебные заведения. Сюда входят колледжи, ВУЗы, институты и образовательные академии.
Важно! Такое образование осуществляется по специально адаптированным для детей-инвалидов программам. Однако, это не значит, что такой маленький гражданин не может при желании обучаться в обычных, не ориентированных на инвалидов, заведениях, получая при этом должную психолого-педагогическую поддержку.

При возникновении необходимости обучение детей может проходить в специальных корректирующих учебных заведениях. Если это осуществить невозможно по причине отсутствия в той или иной местности спецзаведений, на помощь родителям «особого» ребенка придет выпущенный в 2012 году нормативно-правовой акт, который помогает реализовать дистанционное обучение в ЦДО (центр дистанционного обучения).

Вторым вариантом осуществления воспитательно-образовательной работы ребенка инвалида становится образование на дому по письменному обращению родителей. Также для разрешения потребуется участие медицинской организации. Третьим видом детского образования инвалидов является дом семейного образования. При выборе данного вида обучения родители либо опекуны берут на себя ответственность по воспитательно-образовательной работе детей, а также отвечают за качество подобной подготовки.

 

Права ребенка-инвалида в школе

Права ребенка инвалида в школе при обучении говорят о том, что дети, у которых были диагностированы проблемы развития, функциональные и другие нарушения, имеют право на реализацию своих стремлений и потребностей по получению среднего образования, реализация которого в указанном случае осуществляется на бесплатной основе.

Права ребенка-инвалида в школе включают в себя следующие особые условия социального обслуживания:

  • опекуны или родители ребенка-инвалида освобождаются от платы за обучение;
  • детям-инвалидам по необходимости предоставляют возможность обучаться в специальных коррекционных группах в школах или детских садах, получать при этом бесплатное питание, помощь социальных служб;
  • заявки на поступление ребенка инвалида в школьно-образовательное учреждение рассматриваются в первую очередь;
  • форма обучения детей-инвалидов с ОВЗ может быть домашней.

Последний вариант в списке, права детей с ограниченными возможностями на надомное индивидуальное обучение, предполагает денежную компенсацию от родителей детей-инвалидов за персональные образовательные уроки.

Как происходит сдача ЕГЭ ребенком-инвалидом

Каждый ребенок-инвалид на определенном этапе обучения в среднем образовательном учреждении проходит сдачу ЕГЭ. Согласно законодательству, в РФ для таких детей действует специальный щадящий режим, обеспечивающий комфортные условия для сдачи ЕГЭ.

На что имеет право ребенок-инвалид по 181-му федеральному закону? При прохождении, сдаче ЕГЭ с положительным результатом таким несовершеннолетним лицам предоставляется исключительное право быть зачисленными на обучение в первую очередь. Важным условием является отсутствие у ребенка-инвалида медицинского или иного запрета на обучение в училище выбранной сферы. Указанное относится к государственным, а также к муниципальным учреждениям образовательной сферы.

Формирование доступной среды жизнедеятельности детей-инвалидов

Четвертая глава закона, социально защищающего детей инвалидов, полностью посвящена обеспечению достаточной и комфортной жизнедеятельности детей-инвалидов в обществе. Такая среда, благоприятная для улучшения физического, психологического состояния указанного незащищенного слоя российских жителей, является заботой органов государства и попечителей.

Помните! Непосредственно формирование самой доступной среды для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) происходит не только в образовательных учреждениях, но и при обустройстве удобных подъездов к аптекам, магазинам, на переходах и так далее.

Гарантии инвалидам в сфере образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

  • основного общего;

  • среднего (полного) общего

  • начального профессионального;

  • среднего профессионального;

  • высшего профессионального.

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

  • приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

  • адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

  • инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;

  • инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

  • на уровне Российской Федерации;

  • в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»:

«Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Особенности приема инвалидов в вузы

Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка.

К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

  • глухие;

  • слабослышащие;

  • слепые;

  • слабовидящие;

  • с тяжелыми нарушениями речи;

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

«Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья» (пп. 21-21.1).

«Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях» (п. 29).

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе «Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно — в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение пожилых людей

Не только молодые люди стремятся получить качественное образование, пожилые граждане РФ с ограниченными возможностями здоровья также понимают, что без него сложно быть востребованным на рынке труда. Для таких абитуриентов нюансы образования в какой-то мере отличаются от тонкостей поступления и обучения молодых инвалидов.

К основным моментам, с которыми могут столкнуться при получении образования пожилые люди, относятся следующие:

  • недоступность очной формы обучения в связи с возрастом;
  • возможность проходить обучение дистанционно либо заочно (в зависимости от группы инвалидности);
  • на государство возложена обязанность оплачивать 50% от стоимости получаемого инвалидом образования;
  • пожилые люди с ОВЗ могут продолжить образование (повысить квалификацию) по уже имеющейся специальности;
  • для инвалидов старшего возраста предусмотрена возможность получения образования в наиболее доступной, то есть льготной форме.

Получение образования – путь к реализации своей мечты!

Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Чтобы быть зачисленным в высшее учебное заведение, ребенок-инвалид не проходит общий конкурс. Документы можно подавать одновременно в 5 учреждений, в каждом – на 3 факультета. Так что шанс получить бесплатное образование высок, если успешно сданы выпускные экзамены в форме ЕГЭ, на основании которых происходит зачисление в большинство ВУЗов и ССУЗов. Будучи студентом, инвалид решает, по индивидуальной или общей программе будет проходить обучение.

При трудоустройстве для лиц с ограничениями по здоровью продуманы гарантии, регулируемые федеральными законами. На подходящие специальности резервируются места, трудоустроить на которые можно только инвалидов. Условия работы создаются таким образом, чтобы реабилитировать сотрудника, позволить работать в комфортных условиях: рабочее время сокращается и даются другие льготы. Руководство организаций поощряется экономически, при найме инвалидов.

Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.
  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • детские сады;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
  • формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.
Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

Специализированные учреждения для детей-инвалидов

Права детей с ОВЗ, детей-инвалидов, то есть с ограниченными возможностями здоровья, не позволяющими им обучаться в обычных учебных заведениях, предусматривают решение этой проблемы госорганами. Для вышеописанных социальных групп детей создаются специальные государственные учреждения, находящиеся под руководством органов здравоохранения РФ. К таким относятся в том числе организации лечебно-восстановительных занятий.

Совокупность всех социальных, трудовых, жилищных и налоговых прав детей, которые имеют ОВЗ (детей-инвалидов), а также их родителей, попечителей или опекунов, излагается в нескольких нормативно-правовых актах государства, письмах, постановлениях, кодексах, законах, приложениях и пояснениях правительства и иных, например, медицинских заключениях и решениях. Государство с каждым годом пытается найти оптимальный вариант по обеспечению детей-инвалидов техническими, денежными и иными средствами для нормальной жизнедеятельности.

 
Источники


  • https://invalid.expert/obuchenie-invalidov/
  • https://dislife.ru/materials/932
  • https://invalidu.com/prava/obuchenie-invalidov
  • https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/prava-detey-invalidov.html
  • https://progavrichenko.ru/reabilitaciya-invalidov/obrazovanie/obrazovanie-i-professionalnoe-obuchenie-detej-invalidov-v-rossii.html
  • https://invalidu.com/raznoe/obrazovanie-invalidov
  • https://vestaunion.ru/info/social-support/obrazovanie-invalidov/
  • https://ProInvalid.ru/trudoustrojstvo/sovmestnoe-obuchenie
  • https://lgoty-vsem.ru/subsidii/obrazovanie-detej-invalidov.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о пособиях и льготах в России