Доступная среда в Москве и регионах, государственная программа доступная среда в ГК

Содержание
  1. Общая информация
  2. Нюансы
  3. Как происходит формирование программы?
  4. Что полезного для детей-инвалидов?
  5. Этапы программы
  6. Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
  7. Заявленные цели
  8. Вопросы финансирования ФЦП
  9. Подпрограммы «Доступной среды»
  10. Что такое доступная среда для маломобильного человека
  11. Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов
  12. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
  13. 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.
  14. Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности
  15. 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.
  16. Постановления Правительства РФ
  17. Указы Президента и Постановления Правительства РФ
  18. Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств
  19. Доступная среда в России.
  20. Предназначение программы «Доступная среда»
  21. Реализация программы «Доступная среда»
  22. Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
  23. Что делается для детей-инвалидов
  24. Промежуточные успехи регионов
  25. Дом и квартира
  26. Городская инфраструктура
  27. Транспорт
  28. Увеличение размеров соцвыплат
  29. Двери для инвалидов колясочников
  30. Ширина дверного проема
  31. Тамбур для инвалидов
  32. Противоударная полоса на двери
  33. Пандусы

Общая информация

Сама программа начала свое действие в 2011 году и заканчивается в 2015 году.

На нее возлагались задачи обеспечить инвалидов специальными средствами, позволяющими им свободно передвигаться, без помощи посторонних людей.

Программа направлена на благоустройство населенных пунктов с тем расчетом, чтобы маломобильные люди моги передвигаться по ним свободно, не встречая препятствий на своем пути. В задачу программы входит и оснащение общественного транспорта всеми необходимыми средствами, которые бы позволили им перевозить инвалидов.

Усилия городских властей были направлены на то, чтобы под нужды маломобильных инвалидов создавались специально оснащенные бордюры, светофоры оснащались звуковым оповещением, а также были сделаны другие приспособления, позволяющие людям с ограниченными способностями очень быстро и комфортно ориентироваться при перемещении в населенном пункте.

Но помимо создания проектов новых приспособлений, как в транспорте, так и в зданиях, сооружениях и на других территориях населённых пунктов, реализации этих проектов, программа «Доступной среды» для инвалидов предусматривает и совершенствование транспортной инфраструктуры с целью обеспечения доступа инвалидам к реабилитационным учреждениям, заведением профессионального обучения, зданиям культуры, спорта, предприятиям трудовой деятельности.

Но если эти мероприятия больше касаются людей с ограниченными возможностями в мобильном передвижении, то для тех, у кого нарушены слух и зрение программой предусмотрено формирование общегородских систем специализированных телекоммуникаций.

Нюансы

Несмотря на декларацию поставленных целей, тем не менее, по результатам реализации запланированных мероприятий нужно отметить, что по-прежнему в большинстве городов затруднен доступ инвалидов к аптекам и медицинским учреждениям, муниципальным учреждениям и предприятиям торговли, а также в культурные и образовательные заведения.

Как бы не пытались справиться с поставленными целями чиновники на местах, пока их усилия в большинстве случаев носят локальный, а не тотальный характер.

Скорее всего, проблема заключается не столько и не только в чиновниках, но и в том, что для реализации этих программ требуются значительные усилия, которые необходимо реализовывать постоянно и в долгосрочной перспективе.

Более того, решение задач программы «Доступная среда для инвалидов» оказывается отброшена на задний план на железнодорожных станциях, аэропортах и в городском общественном транспорте по причине ограниченного финансирования и наличия более серьёзных проблем, которые требует немедленно реагирования.

По той причине, практически весь транспорт для людей с ограниченными способностями остается труднодоступным или недоступным.

Несмотря на многие недостатки реализации самой программы, есть и явные успехи.

Например, на железной дороге появились в качестве эксперимента вагоны, в которых есть одно двухместное купе.

Это купе предназначено для инвалидов, которые передвигаются на колясках с посторонней помощью. Отдельное купе в вагоне это хорошо, но ведь до него еще нужно добраться. А низкий уровень платформы, очень высокие ступени создают непреодолимое препятствие к этому купе. Как такой инвалид сможет попасть в это купе? Добавьте к этой картине очень узкие двери, проход и неудобное расположение поручней, и смысл в таком купе полностью пропадает.

Многие знают, что поезд, автобус или самолет еще нужно дождаться.

А как это сделать такому инвалиду в здании вокзалов, в которых ни туалеты, ни лестницы, ни поручни не подойдут для передвижения этих людей.

Поэтому говорить об успешной реализации этой программы не приходится, хотя и есть некоторые заметные успехи.

Как происходит формирование программы?

Во многих городах перекрестки массово оборудованы светофорами со звуковыми сигналами.

В учет берутся районы городов, где наблюдается наибольшее проживание людей с ограниченным зрением, либо где они больше всего появляются.

Например, есть предприятия, которые предоставляют рабочие места для таких людей, реабилитационные центры, помогающим им адаптироваться. Как правило, пути к таким предприятиям и учреждениям оборудуются такими светофорами.

В Московском метрополитене край перрона устроен таким образом, чтобы облегчать передвижение таким инвалидам.

А звуковое оповещение дает знать им и о приближении поездов, и о названии остановок.

Помимо транспорта и улиц города были сделаны и некоторые шаги, делающие жилье доступным для инвалидов. Трудно назвать это массовых успехом, но вот в Москве в некоторых районах были построены несколько десятков квартир, адаптированных для инвалидов на колясках.

Эти квартиры снабжены индивидуальными подъемниками, они обустроены широкими дверными проемами, а туалеты с ванной комнатой позволяет инвалиду самостоятельно пользоваться этими благами цивилизации.

А вот в Улан-Уде пошли еще дальше и решили спроектировать специальный жилой комплекс для такой категории инвалидов. В данном комплексе предусмотрены помимо жилых зданий, производственные учреждения, спортивные комплексы, магазины. Все это адаптировано под нужды инвалидов. Но это не более, чем единичные случаи. Подавляющее большинство инвалидов могут только мечтать о таких условиях.

Что полезного для детей-инвалидов?

Как было указано выше, в России насчитывается 1,5 миллиона детей-инвалидов.

Подавляющее большинство таких детей, около 90 процентов, проходят обучение в интернатах. Двадцать процентов таких детей признаны необучаемыми.

Это означает, что шансов на полноценное обучение у них нет. Отсутствие особого подхода к таким инвалидам только усугубляет проблему, делает их недостатки еще более выраженными. Попытки реализовать идею обучать таких детей в обычных школах не принесли ожидаемых результатов. Поэтому пошли другим путем, решая задачи новой программы.

Так, в Тамбове все усилия были направлены на создание безбарьерной образовательной среды, в которую включены три десятка общеобразовательных школ. В этих школах проводится инклюзивное обучение, на что каждый год из федерального бюджета выделяется более 12 млн. рублей.

Все эти деньги направляются на приобретение специального оборудования, а из средств местного бюджета проводится ремонт помещений, чтобы обеспечить детям-инвалидам соответствующую благоприятную среду.

Но на этих 30-ти школах решили не останавливаться, и до конца 2015 года планируется дооборудовать еще двадцать таких школ.

Помимо самих зданий и оборудования, проводится подготовка специалистов по таким направлениям, как логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и т. п.

Все это в комплексе позволяет включить в общественную жизнь как можно большее количество детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, несмотря на многие недостатки и нерешенные задачи, можно отметить, что государственная программа «Доступная среда для инвалидов» является лишь очередным серьезным шагом для того, чтобы сделать жизнь инвалидов проще, включить их в социум, чтобы они не чувствовали себя ненужными.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.
В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  • формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Что такое доступная среда для маломобильного человека

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.
Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией

Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов

Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:

Лифт для инвалидов-колясочников
  • Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
  • На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
  • Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
  • Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.

В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:

  • жилая комната;
  • санузел совмещённый;
  • коридор (не меньше четырёх квадратных метров).

Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.

Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:
  • создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
  • подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
  • применение новых методов и технических средств для обучения;
  • включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.

Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.

Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.

Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.


На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое

181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
  • Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
    • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
    • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
    • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
    • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты

195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.

Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов, нарушающие нормы и требования по созданию доступной среды для МГН или уклоняющиеся от исполнения этих требований, могут понести предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности

Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.

  • Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

Указы Президента и Постановления Правительства РФ

Указы президента и постановления Правительства РФ касаются вопросов утверждения перечня документов, которые являются обязательными для соблюдения ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здесь собраны документы, которые касаются проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с инвалидностью.

  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств

НПА министерств и ведомств утверждают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Для этого каждое министерство разрабатывает свои «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности объектов и услуг.

  • Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • Приказ Минтруда России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Фонда социального страхования Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и предоставляемых на них услуг»
  • Приказ Министерства труда РФ от 01.10.2015 № 680 «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации («дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг».
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»
  • Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 »Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»

Доступная среда в России.

С 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда», но что именно она из себя представляет, знает не так уж и много людей. Доступная среда – это формирование коллективными усилиями условий для интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это комплексный процесс планирования и создания безбарьерной среды, при помощи которой люди с ОВЗ смогут быстрее приспособиться к общественной жизни и будут чувствовать себя полноценнее и счастливее.

Не все задумываются о том, что привычные окружающие нас вещи создаются для стандартного пользователя и не всегда доступны для людей с ограниченными возможностями (например, очень часто кнопка включения света в помещении делается очень высоко, и ребёнок или инвалид-колясочник элементарно не может до неё дотянуться). В России лишь недавно начали осознавать важность создания инфраструктуры, которая могла бы стать универсальной и удобной для всех граждан, в том числе и граждан с особенностями здоровья.

Организация безбарьерной среды может считаться эффективной, если подразумевает анализ возможности мобильности инвалидов и характера их жилищно-пространственных потребностей. В наибольшей мере именно окружающая среда характеризует воздействие нарушения или инвалидности на будничную жизнь индивидуума. Иными словами, человек неполноценен тогда, когда ему недоступны социокультурные блага и институты, когда он не может принимать участие в политике, трудиться, путешествовать, создавать семью, учиться и тд. Благотворительные фонды часто занимаются улучшением жизни инвалидов-колясочников.

Предназначение программы «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» предназначена для всех групп маломобильных граждан. К ним относятся инвалиды-колясочники, люди с нарушениями зрения и слуха. Эффективным итогом этой программы должно стать наличие общедоступности всей инфраструктуры: транспорта, образовательных, культурных, государственных учреждений и других объектов для всех жителей страны.

Государственная программа «Доступная среда», которая начала реализовываться в 2011 году, дала серьёзный толчок для совершенствования общего благосостояния одной из самых трудных и достаточно важных категорий граждан – людей с ограниченными возможностями – и стала главным механизмом для выполнения в Российской Федерации положений Конвенции ООН о правах инвалидов. Эта конвенция была утверждена Правительством России 3 мая 2012 года, после чего мероприятия в данной сфере стали развиваться гораздо активнее.

На первом этапе программы в регионах был осуществлён ряд пилотных проектов по доступности услуг и учреждений в разных отраслях. В то же время особое внимание было уделено разработке технологий доступности не только для всех людей с ограниченными возможностями, как это было ранее, а для инвалидов-колясочников и людей с нарушениями слуха или зрения. И этот дифференцированный подход позволил внести изменения, в том числе в действующее законодательство. Если раньше речь шла исключительно о наличии или отсутствии пандуса, то сейчас уже используются различные другие методы доступности. Это понижение стоек регистрации в кассах, аэропортах, иных учреждениях, больницах. Это и вопросы, связанные с контрастным шрифтом и шрифтом Брайля. Но это только начало – ещё многое предстоит впереди.

Реализация программы «Доступная среда»

Реализация программы была предусмотрена таким образом, чтобы не было бесконечного финансирования соответствующих обязательств государства. Отработка определённых аспектов программы стала основой для изменений в нормативно-правовой базе. По итогам реализации первого этапа программы в конце 2014 года был принят закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты в области здравоохранения, образования, культуры, СМИ, транспорта. Они предусматривают включение во все нормативные акты порядок предоставления услуг людям с ограниченными возможностями.

Изначально программа «Доступная среда» была рассчитана на период до 2020 года. В 2018 году Посланием Президента РФ Правительству РФ было предусмотрено продление программы до 2025 года.

В настоящее время перед Правительством поставлены следующие задачи:

  1. Подготовка предложений по использованию электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации;
  2. Подготовка предложений по открытию инклюзивного Дома искусств;
  3. Проработка таких сфер социальной защиты, как самостоятельное сопровождаемое проживание, в том числе учебное (тренировочное);
  4. Создание реабилитационной инфраструктуры;
  5. Разработка и корректировка государственных программ в различных сферах с учётом потребностей инвалидов;
  6. Предоставление равного доступа инвалидов к соответствующим услугам;
  7. Совершенствование системы медико-социальной экспертизы;
  8. Устранение социальной разобщённости между обычными людьми и людьми с ОВЗ, развитие толерантного общества.

Таким образом, первостепенная задача любого развитого государства состоит в том, чтобы предоставить возможность всем категориям населения принимать участие в жизни общества и жить полноценной жизнью, иметь равные права, развиваться, быть независимыми и самостоятельными.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.
Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дом и квартира

Не так давно маломобильным москвичам было трудно не только добраться куда-либо, но даже выйти из собственной квартиры. Сегодня в жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств. Сейчас это оборудование ждут в 592 домах. В ближайшие несколько лет вопрос должны решить: в 2018-м и 2019-м планируется устанавливать в год не менее 275 платформ в подъездах, где живут инвалиды.

Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы. Сейчас установлено около 1,1 тысячи таких систем, 107 из них появились в этом году.

Городская инфраструктура

Более доступными для инвалидов стали объекты городской инфраструктуры. Сегодня для нужд маломобильных граждан приспособлено уже 85 процентов всех социально значимых объектов.

Особое внимание уделяется созданию комфортной среды в учреждениях системы образования. В столице проживают более 1,1 миллиона человек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 39,5 тысячи детей. Поэтому в новых школах и детских садах появляются пандусы и лифты, что позволяет посещать эти образовательные учреждения маломобильным детям.

Транспорт

Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан. Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.

Более комфортным стал и метрополитен. На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров

Увеличение размеров соцвыплат

Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено большое количество мер социальной поддержки.

Например, ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет составила 12 тысяч рублей (в 2017 году — шесть тысяч рублей). Такая же сумма выплачивается на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работают и являются инвалидами I или II группы.

Двери для инвалидов колясочников

Дома старой планировки адаптируются под стандарты очень медленно. Современные новостройки и общественные постройки по новым проектам имеют несколько входных дверей.

Кратко о СП для входа:

  • При модернизации лечебных учреждений, аптек или кафе рядом с дверью крепят звонок или речевой информатор.
  • Инвалиду нельзя перекрывать обзор. Для этого предусмотрена входная дверь с панелью из прозрачного и ударопрочного материала. Материал не должен иметь зеркального блеска, нижняя часть дверного стекла — от 0,5 до 1,2 метра от уровня пола. На высоте 30 см она дополнительно защищена от удара.
  • Инвалиду удобна дверь без порога, если монтаж коробки предполагает его наличие, высота не должна превышать 1,4-2,5 см.
  • В офисах или торговых центрах монтируют автоматические двери с датчиками движения.
  • В качестве запоров на запасных входах рекомендованы ручки нажимного действия.
  • Если предполагается открывать двустворчатую дверь вручную, ее части должны иметь различную ширину. Узкая — на глухом запоре, движущаяся — шириной как одинарная дверь. Материал, из которого изготовлена, — ударопрочный.

На прозрачных полотнах дверей — яркая контрастная маркировка: 10 см в высоту и 20 см в ширину.


Бюджетный вариант для дома — двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами. Должна закрываться за время от 5 секунд. Или распашные двери с доводчиком (с усилием 2,5 кг).

Ширина дверного проема

Оптимально равна 90 см. Если на входе установлена двустворчатая дверь, то одна из створок имеет ширину 90 см.Чтобы двери для колясочников монтировались без проблем, проем в стене должен быть 1050–1100 мм. Пока этот стандарт исполняется только в новостройках.

Тамбур для инвалидов

Чтобы инвалиду было удобно, его параметры имеют несколько вариантов:

  • Если направление движения прямо, глубина — 1,8 и ширина — 2,2 метра.
  • Если предполагается поворот, тамбур похож на квадрат со стороной 2,2 метра.
  • Если обе двери открываются в одну сторону, глубина — должна быть не менее 2,3 при ширине — 1,50 метра. Если дверь нужно толкнуть «от себя» — необходимый доступ 30 см, потянуть «на себя» — 60 см.

Габариты инвалидной коляски в более узкий коридор не пройдут.

Колонны на входе, зеркала или стены с зеркальным эффектом запрещены.

Пространства для маневра коляски перед дверью при движении «от себя» около 1,2 м, а при открывании «к себе» — 1,5 метра. Идеальны параметры: глубина тамбура 1,8, ширина 2 метра; или 1,5 на 2,2 метра. Как утверждают инвалиды, такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для незрячих.

Противоударная полоса на двери

Нужна для защиты наружных дверей, новые имеют ее в стандартной комплектации. Противоударная полоса закрепляется на высоте от 30 см. Лучше, если она изготовлена из прозрачного ударопрочного материала. Можно сделать и адаптировать для входа своими руками.

Пандусы

Не только инвалиды, но и молодые мамочки с колясками и детскими велосипедами испытывают трудности в движении через городские препятствия: ступеньки, бордюры или другие преграды. Чтобы преодолеть их, проектируют пандусы — своеобразные покатые «горки».

Общие правила гласят:

  • На каждых 10 см высоты нужно делать 1,2 м длины. Если перевести в цифры, то уклон равен 8%. Если цифра больше, можно покалечиться. Меньше — можно: 5%, или на каждых 10 см высоты 2 м длины. Поручни с двух сторон или помощь сопровождающего могут поправить ситуацию. Бортики высотой от 5 см у края пандуса застрахуют коляску от соскальзывания.
  • Если пандус удобный, имеет от 5 до 8% наклона, то поручни можно не предусматривать.
  • Высота от 3 метров для пандусов критическая: нужно либо менять конструкцию, либо использовать подъемник (лифт). Яркий пример правильного решения — адаптированные для инвалидов подъемниками станции метро или покатые горки-эскалаторы в некоторых гипермаркетах.
  • Если есть разрешение на винтовую конструкцию пандуса: ширина разрешена от 2 м, длина 8-9 м. На каждом повороте нужна горизонтальная площадка, чтобы инвалид мог отдохнуть, не опасаясь скатиться вниз.

В начале движения и вверху на путях движения размер такой площадки не менее 1 метра 59 см.Поверхность пандуса должна быть сплошной, две рейки на ступеньках травмоопасны. Временно могут использоваться мобильные пандусы, но их придется снимать и разворачивать для каждого инвалида персонально.

Источники


  • https://posobie.guru/lgoty/invalidam/dostupnaya-sreda.html
  • https://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
  • https://TifloCentre.ru/stati/programma-dostupnaya-sreda-2019.php
  • https://popechitelstvo-zabota.ru/2020/01/dostupnaya-sreda-dlya-invalidov/
  • https://www.mos.ru/news/item/33658073/
  • https://ProInvalid.ru/dokumenty/dostupnaya-sreda

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о пособиях и льготах в России