Данный документ принят на федеральном уровне, следовательно, имеет высокое значение. По своей сути это проект, который позволяет провести оптимизацию подобных организаций, добившись максимальной результативности в их непростой работе.
Основное направление программы — помочь детям-сиротам пройти весь путь, на котором они будут получать профессиональную поддержку, вплоть до усыновления. Если конкретизировать, то проект нацелен на то, чтобы дети обрели новые семьи.
Основные задачи описанной программы состоят в следующем:
оптимизация действующих протоколов благотворительных и государственных организации усыновления;
поддержка детей в усыновленных семьях;
поддержка семей, усыновивших сироту;
контроль периода адаптации ребёнка в новой семье;
полная защита его прав и свобод;
улучшение условий для жизни в специализированных учреждениях.
Фактически проект направлен на то, чтобы поддержать детей-сирот в новых семьях и в специализированных учреждениях. Для них необходимо обеспечить условия, которые максимально приближены к семейным, чтобы в последующем вырастить достойных граждан государства.
Регулируемые области
Принятое постановление регулирует сразу несколько областей работы в сфере усыновления и заботы о детях-сиротах. Таким образом, Министерство, согласно данному закону, может вмешиваться в следующие зоны ответственности организации:
Определять перечень работ, применяемых по отношению к подобным структурам.
Определять и устанавливать порядок работы, прием детей в организации.
Вмешиваться в процесс распределения детей по разным типам организации.
Определять основные требования, предъявляемые к таким заведениям.
Кроме того, Министерство регулярно будет контролировать деятельность, запрашивая полную отчетность. К тому же, эффективность программы ожидается в области распределения детей по новым семьям.
Основные требования
Документ определяет то, какие должны быть предоставлены условия для проживания и воспитания детей. Проект содержит несколько требований, к примеру, пункт 33 требует, чтобы условия в детском доме было максимально приближено к семейному быту. При этом оно также должно способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Разработаны специальные требования к помещениям, в которых будут проживать дети. Обязательно наличие следующих мест:
комфортных жилых зон;
игровых комнат;
помещений для отдыха детей;
ванных комнат в достаточном количестве;
кухонь и столовых.
Помещения в обязательном порядке должны располагаться, как в обычной квартире. Другими словами, создание условий должно быть максимально приближенными к проживанию в семье.
Другой обязанностью организации становится обязательное предоставление ребёнку индивидуального пространства. В это входит обеспечение личными вещами, их сохранностью и беспрепятственным доступом к ним. Кроме того, должен быть установлен режим дня, сочетающий в себе как воспитательные и образовательные моменты, так и свободное время. Каждый ребёнок обязательно должен получить полноценное образование.
Дети должны иметь возможность посещать другие образовательные учреждения, участвовать в различных мероприятиях вне пределов их воспитательной организации. Кроме того, обязателен медицинский осмотр и обеспечение лечения согласно физическим показателям, включая рекомендации медицинской комиссии.
Совершеннолетние лица, уже достигшие возраста 23-х лет, завершают своё проживание в учреждении. Однако они должны иметь право находиться там на временном условии, бесплатно питаться.
Все сироты, проживающие в специализированном учреждении, согласно Постановлению, находятся на полном обеспечении государства. Оно включает в себя следующие бесплатные вещи:
полноценное питание;
предоставление одежды и обуви, подходящей по размеру;
постоянное проживание в комфортных условиях;
обязательное медицинское обслуживание.
Кроме того, организация обязана каждый год размещать на своем сайте информацию об достигнутых задачах, условиях содержания и воспитания сирот. Эти и все другие данные (количество детей и кадров, направление работы и пр.) публикуются, а также отсылаются в Министерство при полной отчетности.
Предполагается, что в результате принятого постановления значительно улучшатся условия содержания детей. Постоянные и публичные отчеты позволят контролировать деятельность организации. Основной плюс действия данного проекта в том, что процесс распределения детей по разным семьям и последующих контроль над их жизнью также будет тщательно отслеживаться.
Основные преимущества и недоработки
Постановление, регулирующее изменения в работе детских учреждений, было принято ещё в 2015 году, но окончательно утверждено лишь в 2019 году. И, хотя прошло всего два года с периода принятия и введения его в работу, уже можно определить положительные и отрицательные стороны.
Плюсы постановления:
иной статус для детских домов;
повышение контроля над процессом усыновления;
изменение условий содержания детей;
полный контроль над этой категорией граждан.
Кроме того, обязательным фактором теперь считается сохранение семейных и родственных связей. Другими словами, ребёнок не оказывается больше оторванным от общества.
Но законопроект имеет и ряд недоработок, которые ещё только предстоит исправить. К ним относится создание функционирующих частных домов и других программ, направленных на содержание детей-сирот. Не рассмотрены моменты пребывания ребёнка за пределами попечительского учреждения.
Оформление данного документа — важный шаг вперед. Однако даже он пока не позволяет сформировать четкое представление о работе данной сферы.
Цель принятия документа
Постановление Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» принято в мае 2014 года. Ранее существовали другие законодательные акты, регулирующие работу организаций для детей-сирот. Однако их положения не описывали полностью, какими должны быть условия, необходимые для обучения, комфортного существования и развития детей. Новое постановление было принято с целью улучшения среды, в которой воспитываются несовершеннолетние.
Принятый акт призван обеспечить эффективную работу организаций для сирот при устройстве их в новые семьи, улучшить правовую информированность воспитанников. Одна из целей принятия документа — повышение эффективности адаптации маленьких инвалидов к условиям внешнего мира.
Основные положения Постановления и рассматриваемые вопросы
Основные положения Постановления описывают порядок функционирования организаций, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Документ закрепляет принципы деятельности организаций, правила приема воспитанников, требования к их содержанию. В Постановлении описаны услуги, которые предоставляются несовершеннолетним в государственных учреждениях.
В акте приводятся обстоятельства, необходимые для определения ребенка в организацию для сирот, и сопутствующие этому документы. Также рассматриваются следующие вопросы:
Описание жилых помещений. Жилье необходимо обустраивать по типу квартиры. В учреждении оформляется игровая зона, комнаты для сна, употребления и приготовления еды, уборная.
Предоставление воспитанникам личного пространства. Ребенок должен иметь возможность играть, учиться. Дети имеют право на личные вещи.
Сохранность личных предметов воспитанника. Организация обеспечивает ребенка личным шкафчиком и следит за тем, чтобы его вещи оставались в сохранности.
Процесс воспитания и обучения. В акте описано, что сироты имеют право получать образование по общей или индивидуальной программе. Ребенок вправе посещать близлежащее учебное заведение или проходить обучение в стенах учреждения. Воспитанникам предоставляется возможность получать дошкольное, школьное и профессиональное образование. Сотрудники предоставляют детям полную информацию об их правах.
Содержание детей-инвалидов. Лица с особенными потребностями содержатся в учреждениях, обеспечивающих им комфортные условия.
Адаптация воспитанников к жизни вне стен организации. Для этого к работе привлекаются психологи. Кроме того, детям обеспечивают участие в жизни общества посредством участия в олимпиадах, посещения других общественных учреждений.
Обеспечение сиротам культурного развития. Организации предоставляют воспитанникам возможность посещать культурные мероприятия и учреждения.
Предоставление полного медицинского патроната. Дети, находящиеся на попечении государственных заведений, имеют право на обследование и лечение, как по месту нахождения организации, так и в больнице.
Предоставление вещей и питания за счет государства.
Право на общение воспитанников с родственниками.
Информирование общественности о деятельности учреждения. Организация для детей-сирот обязана освещать в общедоступных источниках информацию о своих сотрудниках, количестве воспитанников, направлениях работы.
Условия проживания ребенка в учреждение для детей-сирот во время отсутствия опекунов или невозможности осуществления ими ухода за несовершеннолетним.
В документе закреплено право сирот оставаться в учреждении после достижения совершеннолетия (на протяжении 5 лет).
В Постановлении приводится рекомендуемое количество детей в группе; описано, что родные братья и сестры имеют право проживать в одном учреждении и свободно общаться.
Положительные и отрицательные стороны Постановления № 481
Постановление призвано защитить права несовершеннолетних граждан, которые лишены попечения родителей. Оно имеет ряд положительных моментов:
Воспитание несовершеннолетних в условиях семейности. Маленькие граждане, лишенные возможности расти в семье, пребывают в стрессовом состоянии. Организации для детей-сирот обеспечивают воспитанникам максимально комфортные условия. Обстановка, создающаяся в учреждении, позволяет подросшим воспитанникам быстро привыкнуть к жизни вне стен детского дома.
Информирование общественности о работе организаций. Данная деятельность привлекает внимание общества к проблемам сирот. Открытое информирование увеличивает возможности детей попасть в новую семью, а также привлекает волонтеров, оказывающих добровольную помощь организации.
Возможность воспитанников получать образование вне стен организации. Посещение учебных заведений позволяет воспитанникам детских домов получить представление о внешнем мире, способствует их быстрой адаптации к самостоятельной жизни.
Способствование обретения семьи воспитанниками. Благодаря деятельности работников государственных учреждений, количество сирот в государстве имеет тенденцию к уменьшению.
Несмотря на положительные моменты, документ имеет отрицательные стороны. К таковым относят:
В законе не описаны требования к педагогическому составу сотрудников. Отсутствуют образовательные программы подготовки воспитателей и учителей для осиротевших детей.
Возможность обучения ребенка, оставшегося без родителей, вне стен организации не закреплена четкими правилами. Школы и детские сады часто отказываются принимать на обучение сирот. Нет механизма для осуществления данного положения.
Воспитанник вправе находиться в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после того, как ему исполнилось 18 лет. Однако на практике в детских домах не находится свободного места для совершеннолетнего воспитанника.
Какие изменения в постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот рассматриваются
В 2020 году существует много недоработок в данном законодательном документе. В ходе его работы предлагается осуществить ряд изменений. Так, они касаются:
Установления более актуальных процедур по работе с гражданами с целью уменьшения количества сирот и тех, кто находится на содержании в организациях.
Вопрос о размещении детей с инвалидностью также стоит остро. Поскольку после усыновления часто профильные занятия перестают быть основным для них. И данный момент государству необходимо контролировать — чтобы ребенок получал максимальное развитие, которое ему необходимо.
Предлагается также совместить и процессы обучения детей. Основной вопрос состоит в том, чтобы была возможность обучения в обычных общеобразовательных школах, что способствовало бы получению знаний и общению.
Также предлагались следующие моменты по поправкам:
установить максимальный срок для пребывания детей в распределительных организациях — не более года;
заменить возможность пребывания в организации до 23 лет периодом, до которого человек не получит место в образовательном учреждении или не найдет работу;
установить обязательное сопровождение на момент прохождения общих медицинских обследований, лечения или пребывания на реабилитации.
Эти моменты позволяют повысить показатели по работе с детьми, поскольку нередки случаи, когда элементарные действия по устройству ребенка в семью не выполняются в полной мере или должным образом.
Данные поправки предполагают тщательность работы сотрудников этих организаций и результативность.
Его плюсы и минусы
После того, как был принят данный закон прошло всего два года, но даже за такой небольшой период времени было установлено немало плюсов и минусов в его работе.
В качестве положительных моментов следует отметить:
изменение статуса детских домов, то повысило их привлекательность для родителей и комфортность условий пребывания детей;
поле для проведения дискуссий и новых реформ в данной сфере;
замечено повышение уровня усыновления детей, и даже тех, у которых есть инвалидность;
изменение формы содержания детей — не коридорно-палатная, а групповая семейного типа;
воспитатели не меняются, что способствует комфорту детей;
обязательным становится фактор сохранения социальных связей — в плане родственных, семейных, дружеских.
Но существует и ряд недоработок, которые необходимо исправлять:
создание частных домов для содержания детей-сирот и программ, по которым они будут функционировать;
не указано моментов о пребывании ребенка за пределами организации попечения, что не позволяет на законодательном уровне контролировать данный процесс.
Оформление такого рода постановления было очень важным пунктом в работе исполнительной власти. Этот документ стал началом для реформирования положений законодательства в отношении детей-сирот.
Однако до конца сформировать четкое представление о всех сферах, которые затрагивает документ, невозможно. Необходимо проводить доработки и поправки, которые включали бы законы социального обеспечения детей и предоставления им прав на этом уровне.
Видео: положительные и отрицательные стороны Постановления 481 о деятельности организаций для детей-сирот
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 1. Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно – организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот. 2. Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования. 3. К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.
4. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». 5. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям.
6. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства
О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 19 декабря 2020 года)
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 24 мая 2014 года N 481____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2018, N 0001201812210016). ____________________________________________________________________ В соответствии со Правительство Российской Федерации постановляет:1.
Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.2. Признать утратившим силу (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.4483).3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 года.Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииД.МедведевУТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 мая 2014 года N 481 (с изменениями на 19 декабря 2020 года)1.
Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.2.
Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
Наиболее часто встречающиеся вопросы в части реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
В соответствии с пунктом 2 Протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (далее — Совет) от 27 апреля 2016 года N 3, Министерством образования и науки, совместно с членами Совета, в целях оказания методической помощи руководителям и сотрудникам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы (далее — ответы на вопросы) в части реализации .Ответы на вопросы были представлены на IV Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который состоялся в Москве с 26 по 30 июня 2016 года.Департамент направляет вопросы и ответы для использования в работе.Заместительдиректора ДепартаментаИ.И.Романова Приложение N ВопросОтвет Организация проживания детей по принципу семейного воспитания 1 , утвержденного (далее — Положение), определяется, что в организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.Понятие «постоянное нахождение» предусматривает закрепление за воспитательной группой детей ограниченного количества работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот).
Рекомендуемое количество работников на воспитательную группу: не более двух воспитателей, выполняющих функцию так называемого «значимого взрослого для ребенка», и работник
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.12.2018) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 мая 2014 г. N 481 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В соответствии со статьей Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г.
N 558
«Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4483). 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ 1. Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот. 2. Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.
3. К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети. 4.
Положительные и отрицательные стороны данного законодательного акта
Несомненно, принятие такого документа содержит в себе положительные стороны. К ним следует отнести:
Закрепление на государственном уровне принципа семейности обустройства жизни детей. Поскольку сироты, оказавшиеся разлученными со своими родителями, находятся в угнетенном психо-физическом состоянии. Обстановка семейности, поможет быстрее осуществить психологическую адаптацию в новых условиях жизни.
Немаловажное значение имеет закрепление положения о предоставлении возможности изучать общеобразовательную программу за пределами организации, осуществляющей попечение за детьми. Нельзя не отметить, что данный пункт имеет очень большое влияние на социализацию данной категории детей, поскольку находясь за пределами учреждения, в котором он воспитывается, повышается уровень восприятия реальной жизни такими детьми;
Благодаря закреплению обязанности информирования организациями населения о проблемах сиротства, а также возможностей устройства таких детей в семьи повышается интерес общественности к этой проблеме, а также увеличивается шансы сирот обрести новую семью.
Однако, не смотря на очевидные плюсы документа, нельзя не сказать и нескольких минусах:
В первую очередь это касается педагогического состава подобных организаций. Указанным документом не решена проблема соответствующей подготовки кадров. Нет механизмов внедрения новых технологий и новых воспитательных стандартов.
Во-вторых, хоть документом и предусмотрена возможность обучения вне учреждения, занимающегося воспитанием детей, детские сады и школы не готовы к принятию таких учеников. Опять же, нет механизмов реализации этой идеи.
Таким образом, можно сказать, что Постановление N 481 хоть и имеет некоторые недочеты, однако в общем показывает положительную тенденцию участия государства в решении важных социальных проблем.
О проведении проверки согласно данного закона рассказано в следующем видеосюжете:
Правительство РФ утвердило новые правила деятельности детских домов
Согласно постановлению, сотрудники детского дома обязаны в доступной форме разъяснять детям их законные права и обязанности, сообщать о лицах, которым можно жаловаться в спорных ситуациях. Не допускается принудительное привлечение детей к участию в деятельности общественных, политических и религиозных организаций.
Группа детского дома, согласно новым правилам, будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей (а если в группе есть дети младше четырех лет, численность воспитанников снижается до шести). Детей из одной семьи помещают в одну группу, а сам детский дом должен располагаться как можно ближе к прежнему месту жительства. Исключение будет сделано лишь в том случае, если привычная социальная среда негативно влияла на ребенка.
Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Альшанская Елена, Гарифулина Эльвира, Гезалов Александр, Рахманова Галина
С принятием в 2014 г. Постановления Правительства № 481 в России начался новый этап развития системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот нормативный документ вступил в силу в сентябре 2015 г., а первый опыт его применения по сути появляется только сейчас. В связи с этим обсуждение таких вопросов, как содержание основных изменений, барьеры на пути их реализации, возможная роль некоммерческих организаций, которые в последнее время стали одними из ключевых игроков на этом поле, а также своевременность столь серьезных решений и причины, по которым они были приняты, становится особенно актуальным и может иметь прикладное значение. Этот материал представляет ответы российских экспертов Эльвиры Гарифулиной, Галины Рахмановой, Елены Альшанской и Александра Гезалова на указанные вопросы. Среди ключевых изменений, введенных Постановлением, эксперты выделяют переориентацию институциальных учреждений на открытый формат работы, ограничение срока пребывания детей в учреждениях, введение индивидуального плана устройства детей и другие. К барьерам реализации Постановления эксперты относят дефицит кадровых и финансовых ресурсов в системе устройства детей, отсутствие регламентов новых процессов и системы мониторинга происходящих изменений. Роль некоммерческих организаций в сложившейся ситуации эксперты видят, прежде всего, в распространении накопленных знаний и опыта в работе с различными типами семей, детей и будущих замещающих родителей. Наконец, принятие Постановления эксперты рассматривают как закономерный этап в эволюции российской системы устройства детей либо как реакцию на ухудшение положения детей в связи с введенными в 2012 г. ограничениями на иностранные усыновления. Полученные ответы, хотя и не описывают все поле мнений по затронутой теме, характеризуют масштаб и серьезность происходящих изменений и одновременно обозначают возможные проблемные точки, дискуссионные вопросы, а также задачи, требующие постоянного мониторинга.
Общественная палата Ульяновской области
В состав региональной комиссии по проведению оценки соответствия требованиям Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» войдут представители Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Главного бюро медико-социальной экспертизы по региону, центров психолого-педагогической помощи, Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области, члены Общественной палаты, профильных некоммерческих организаций и другие эксперты.
Во второй части совещания обсуждался вопрос «О готовности экспертных групп в регионах для проведения мониторинга соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства Российской Федерации №481 от 24 мая 2014 года «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Модератором выступила член Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.
Реализация 481 Постановления правительства РФ по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений в Чувашской
2 Перечень республиканских нормативных правовых актов Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от N 471 «Об утверждении Порядка выдачи направления для помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия по контролю и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от N 472 «Об утверждении Порядка выдачи направления для временного помещения в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих законных представителей, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия по контролю и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от г. 131 «Об утверждении Порядка оказания организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощи в социальной адаптации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и лицам в возрасте от 18 лет и старше посредством предоставления возможности временного проживания»; Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от г. 657-р «О Плане мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике»;
3 Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении формы договора о временном проживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Приказ Минобразования Чувашии от г «О создании на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов»; Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении Плана мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от г. 481»; Порядок межведомственного взаимодействия Минобразования Чувашии и подведомственных образовательных организаций, органов опеки и попечительства по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет Утвержден Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25 мая 2020 года 1266
Реализация постановления правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481
Важнейшими направлениями воспитательного процесса является работа по осуществлению программ: «Становление личности ребенка в условиях детского дома», «Создание развивающего пространства», «Программа постинтернатной подготовки детей», «Эстетическое воспитание и развитие личности ребёнка», ставших лауреатами Московских международных выставок.
Детский дом распологает всем необходимым для обеспечения современного комфортного уровня жизни детей, их разностороннего развития. Оборудованы спортивные площадки по мини-футболу с искусственным «травяным» покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки с резиновым покрытием, крытый бассейн, теплицы, медицинский и физиотерапевтический блоки. Имеются швейная мастерская, кабинет декоративно-прикладного творчества, актовый зал, библиотека,комнаты социально-бытовой ориентировки и психологической разгрузки, тренажерный зал, изостудия, музыкальный класс, танцевальный зал, музей детского дома.
Постановление правительства Российской Федерации от 24. 05. 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 мая 2014 г.
N 481 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В соответствии со Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Признать утратившим силу Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558
«Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4483). 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.
Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот. 2. Деятельность организаций для детей-сирот строится
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
Действующий В соответствии со Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4483). 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г.
Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииД.
Медведев Москва 24 мая 2014 г. N 481 1. Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот. 2. Деятельность организаций для детей-сирот строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.
3. К организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 28 декабря 2020 года)
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 3 сентября 2015 года N 438г.
Улан-УдэО реализации (с изменениями на 28 декабря 2020 года)(в ред.
, , от 28.12.2018 N 766)В целях реализации Правительство Республики Бурятия постановляет:1. Установить, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим выдачу направлений в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с .2.
Утвердить:2.1. Порядок выдачи направлений для помещения под надзор или временного помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N 1).(п. 2.1 в ред. )2.2. Перечень образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (приложение N 2).3.
Министерству образования и науки Республики Бурятия (Жалсанов Б.Б.) ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия сведения о наличии свободных мест в образовательных организациях, находящихся в его ведении, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.(в ред. )4. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Самбуев Д.Н.) ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия сведения о наличии свободных мест в медицинских организациях, находящихся в его ведении, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.(в ред. )5. Внести изменение
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г.
N 558
«Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст.
4483). 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.
Медведев Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.05.2014.
Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей 1. Настоящее Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно — организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.
Обсудили вопрос готовности детских домов к реализации постановления Правительства Российской Федерации № 481
В Минобразования Чувашии прошло совещание о готовности детских домов к реализации п остановления Правительства Российской Федерации № 481 , которое вступает в силу с 1 сентября т.г. Данное постановление утверждает Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей .
С 1 сентября направление для помещения детей-сирот под надзор в детские дома, дома ребенка, детский дом-интернат, а также для временного помещения детей по заявлению родителей (законных представителей) будут выдаваться согласно утвержденным правительством Чувашии порядкам .
Постановление Правительства РФ от N 481 — О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей — (вместе с — Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей — )
63. В случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот осуществляется разъяснительная работа с детьми и работниками организации для детей-сирот, включая психологическую подготовку детей к переводу в другую организацию для детей-сирот. Перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей, обеспечения прав и интересов детей, возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками и родителями, которым разрешены контакты с детьми, другими значимыми для детей лицами, а также с учетом сложившихся отношений между детьми, продолжения получения образования и перспектив дальнейшего жизнеустройства детей.
61. Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает ежегодный отчет, согласованный с органом или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, который в том числе включает в себя:
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения» презентация к уроку по теме
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г
е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;
д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;
Реализация 481 Постановления правительства РФ по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений в Чувашской
2 Перечень республиканских нормативных правовых актов Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от N 471 «Об утверждении Порядка выдачи направления для помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия по контролю и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от N 472 «Об утверждении Порядка выдачи направления для временного помещения в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих законных представителей, органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия по контролю и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»; Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от г. 131 «Об утверждении Порядка оказания организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощи в социальной адаптации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и лицам в возрасте от 18 лет и старше посредством предоставления возможности временного проживания»; Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от г. 657-р «О Плане мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике»;
3 Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении формы договора о временном проживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Приказ Минобразования Чувашии от г «О создании на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов»; Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении Плана мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от г. 481»; Порядок межведомственного взаимодействия Минобразования Чувашии и подведомственных образовательных организаций, органов опеки и попечительства по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет Утвержден Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25 мая 2019 года 1266
Реализация постановления правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481
Важнейшими направлениями воспитательного процесса является работа по осуществлению программ: «Становление личности ребенка в условиях детского дома», «Создание развивающего пространства», «Программа постинтернатной подготовки детей», «Эстетическое воспитание и развитие личности ребёнка», ставших лауреатами Московских международных выставок.
Детский дом распологает всем необходимым для обеспечения современного комфортного уровня жизни детей, их разностороннего развития.
Оборудованы спортивные площадки по мини-футболу с искусственным «травяным» покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки с резиновым покрытием, крытый бассейн, теплицы, медицинский и физиотерапевтический блоки.
Имеются швейная мастерская, кабинет декоративно-прикладного творчества, актовый зал, библиотека,комнаты социально-бытовой ориентировки и психологической разгрузки, тренажерный зал, изостудия, музыкальный класс, танцевальный зал, музей детского дома.
ПРОЕКТ «ДЕТСКИЕ ДОМА КАРЕЛИИ» (далее — Проект) — ОБЩЕСТВЕННАЯ УСЛУГА В РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Статья 40 Положения предписывает обеспечение наличия у детей личных вещей, и статья бюджета Проекта «Социальное сопровождение» обеспечивает приобретение подарков детям на дни их рождения с учетом потребностей детей, обеспечивает приобретение для выпускников Организаций приобретение личных вещей необходимых им для начала самостоятельной жизни вне стен Организаций. Все эти вещи в соответствии с Проектом передаются детям по акту в их личное пользование.